Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 29.09.2020 |
Дата решения | 27.10.2020 |
Категория дела | отказа в предоставлении государственной социальной помощи, социального обслуживания, льгот по системе социального обслуживания |
Судья | Шульга Светлана Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 412f3b73-f788-3a06-90b5-d56d2aaaacd5 |
Судья Ящук С.В. Дело № 33-8593 (№ 2-2434/2020)
25RS0001-01-2020-001904-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ27 октября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Храмцовой Л.П., Чубченко Е.В.
при секретаре Шалиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Е. А. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании незаконным решения, по апелляционной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 июля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение начальника отделения административного территориального управления по Первореченскому району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в назначении [СКРЫТО] Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» возложена обязанность назначить [СКРЫТО] Е. А., ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 30.01.2020 года.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Саркисян К.М., возражения [СКРЫТО] Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:истец обратилась в суд с названным иском, указав, что она является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее обращалась в Отдел административного территориального управления Первореченского района г. Владивостока с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. К заявлению представлен исчерпывающий перечень необходимых документов, в том числе в отношении супруга истицы - ФИО3. По результатам рассмотрения заявления принято решение о наличии оснований для установления соответствующей выплаты, производилось ее начисление.
В связи с достижением ребенка возраста полутора лет, истицей 30.01.2020 через Владивостокское отделение Владивостокского краевого ГАУ Приморского края «МФЦ» подано новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, представлены необходимые для ее назначения документы. 15.04.2020 [СКРЫТО] Е.А. получено уведомление от 07.02.2020 об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине отсутствия сведений о доходах супруга истицы. Просила суд признать незаконным решение начальника отделения административного территориального управления по Первореченскому району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в назначении [СКРЫТО] Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изложенного в уведомлении от 07.02.2020 №. Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» назначить [СКРЫТО] Е. А., ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 30.01.2020 года.
Истица в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагала их необоснованными, настаивала на доводах, изложенных в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» не согласилось, подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Саркисян К.М. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение отказать в удовлетворении исковых требований.
[СКРЫТО] Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен), начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6 статьи 1 вышеуказанного Закона).
Так, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка".
В силу п. 19 указанного Положения, в течение 5 календарных дней после приема и регистрации заявления о назначении выплат: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению; территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ и в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее обращалась в Отдел административного территориального управления Первореченского района г. Владивостока с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. По результатам рассмотрения заявления принято решение о наличии оснований для установления соответствующей выплаты, производилось ее начисление.
В связи с достижением ребенка возраста полутора лет истицей 30.01.2020 подано новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, представлены необходимые для ее назначения документы, аналогичные тем, что были представлены изначально, при назначении выплаты, и принятые ранее как отвечающие требованиям Закона.
07.02.2020 истцу отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине отсутствия сведений о доходах супруга.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, а также, установив список документов, предусмотренный Перечнем, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, признав решение об отказе в назначении [СКРЫТО] Е.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка незаконным и возложил на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обязанность назначить [СКРЫТО] Е.А. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка – ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, с 30.01.2020.
При этом, суд верно исходил из разъяснения Министерства Труда России в письме от 07.03.2018 №, согласно которому, такого условия, как трудоустройство обоих родителей для возникновения права на получение ежемесячной выплаты ФЗ от 28.12.2017 № 418-ФЗ не содержит. При этом, в качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н.
Ссылки в жалобе на то, что указанное Письмо Минтруда РФ от 07.03.2018 не является нормативным актом, на правильность выводов суда повлиять не может, поскольку содержащиеся в нем разъяснения хоть и носят рекомендательный характер, даны в пределах предоставленной Правительством РФ компетенции и не противоречат федеральному законодательству.
Соглашаясь с указанными выводами суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в их опровержение доводы апелляционной жалобы как несостоятельные и считает необходимым отметить следующее.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.02.2019 № 55н утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Подпунктами «б» и «в» пункта 25 Административного регламента установлен императивный запрет требовать от заявителя: представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме необходимых документов либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Пунктом 28 Административно регламента закреплен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым отнесены:
а) нахождение ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной выплаты, на полном государственном обеспечении;
б) лишение заявителя родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной выплаты;
в) превышение размера среднедушевого дохода семьи 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10. 1997 № И4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» «за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты;
г) рождение ребенка (родного, усыновленного), в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление, до 1 января 2018 г.;
д) отсутствие гражданства Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление;
е) отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление.
Исходя из приведенных правовых положений, поскольку перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги носят исчерпывающий характер, учитывая также то, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности лица, не имеющего работы, становиться на учет в качестве безработного и получать в связи с этим пособие по безработице, вывод суда о признании незаконным решения начальника отделения административного территориального управления по Первореченскому району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в назначении [СКРЫТО] Е.А., ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, является правильным.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения, не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи