Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.08.2017 |
Дата решения | 23.08.2017 |
Категория дела | Имущественные споры членов кооперативов, участников некоммерческих товариществ, обществ |
Судья | Корчагина Полина Анатольевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 47bf903d-c869-31a4-afcd-ce93b811e262 |
Судья: Крамаренко Ю.П. Дело № 33-8560/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. [СКРЫТО] 23 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Корчагиной П.А., Матосовой В.Г.
при секретаре Сылко Н.А.
с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3
представителя ответчика – администрации города [СКРЫТО] – ФИО7, действующего на основании доверенности
представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО8, действующей на основании доверенности
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, к администрации города [СКРЫТО], территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании права собственности на гаражный бокс
по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3
на решение Первореченского районного суда города [СКРЫТО] Приморского края от 10 мая 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на гаражные боксы - отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО10, мнение участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, указав, что являются членами ГСК № и владеет гаражным боксом №, 28, 12 соответственно. Паевой взнос выплачен ими в полном объеме. Однако они не имеют возможности устранить препятствия к оформлению прав на данный бокс, т.к. гаражи ГСК № входили в состав ГСК №. ОАО «РЖД» передал ГСК № часть земельного участка, общей площадью 1310 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:28:000000:8/72, расположенного по адресу: <адрес>, юго-западная часть, южная, северо-западная части [СКРЫТО] кадастрового квартала. Гаражные боксы № в ГСК № находятся в удовлетворительном состоянии и работоспособном состоянии, отвечают требованиям экологической безопасности, отсутствует вредное воздействие объекта на окружающую среду, не угрожают жизни и здоровью граждан, права и законные интересы третьих лиц не нарушаются. Паевые взносы ими выплачены, имеются основания для признания за ними права собственности на бокс. Просили суд иски удовлетворить.
Гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 объединены в одно производство.
В судебном заседании поддержали свои требования.
Представитель ответчика - администрации города [СКРЫТО] иск не признал, пояснил, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию администрацией города [СКРЫТО] не выдавалось. Проектная документация по данному объекту в управление на согласование и на проверку не предоставлялась. В управлении градостроительства и архитектуры отсутствуют сведения о выдаче ГКС 45/2 разрешения на строительство. Из предоставленных документов следует, что гаражные боксы являются самовольными постройками. Спорные гаражные боксы не имеют признаков недвижимости, т.к. не имеет прочной связи с землей, в связи с чем, регистрация права собственности невозможна.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель управления Росреестра в Приморском крае в судебное заседание не явился, направил возражения, согласно которым, для регистрации права собственности истцу необходимо предоставить в Управление документы, свидетельствующие о законности его воздвижения.
ОАО «РЖД», привлеченное судом к участию в деле, возражало против удовлетворения иска, направив отзыв, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и ГСК № заключен договор субаренды части земельного участка полосы отвода железной дороги общей площадью 1310 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе Народного проспекта, 4 для содержания и эксплуатации гаражей на 50 боксов. Срок действия договора субаренды по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ГСК № поддержал требования истца, пояснив, что гаражные боксы являются капитальными строениями, с погребами, несмотря на то, что те металлические, но стоят на прочном фундаменте.
Решением Первореченского районного суда города [СКРЫТО] Приморского края от 10 мая 2017 года в иске отказано.
При разрешении спора, суд руководствовался положениями ч. 4 ст. 218 ГК РФ, ст. 90 Земельного кодекса РФ, и ст. 9 ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД»», Правилами землепользования и застройки на территории [СКРЫТО] городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, Генеральным планом [СКРЫТО] городского округа, которым установлено, что земельный участок не находится в границах территорий общего пользования. Гаражи находятся в границах полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода относится к землям ж/д транспорта и находится в федеральной собственности.
С решением суда не согласились истцы, ими подана апелляционная жалоба, в которой они просили об отмене решения, как незаконного и необоснованного. Указали, что не согласны с выводами суда о том, что судом не дана оценка всем доказательствам по делу, в частности, не исследованы материалы, предоставленные председателем ГСК 45/2. Председателем ГСК 45/2 предоставлялись доказательства предоставления участка в постоянное бессрочное пользование, а затем в аренду для эксплуатации гаражей.
Не согласны с выводом суда, что ими не принимались меры для регистрации права собственности, т.к. в материалах дела есть ответ Росреестра на запрос председателя ГСК 45/2, что невозможно определить какие именно из 46 боксов ГСК 45/2 из 50 были приняты актом приемки в эксплуатацию № от 19.07.1979 года, остальным членам ГСК было рекомендовано обратиться в суд. По одному члену ГСК уже имеется решение о признании права собственности на гараж, суд этот довод не учел и не сдал ему оценку. Земельный участок был предоставлен ГСК 45 по акту о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 25.07.1977 года.
Актом приемки здания госкомиссией от 19.03.1979 года одноэтажные металлические гаражи ГСК № приняты в количестве 91 бокса государственной приемочной комиссией. Решением исполнительного комитета Первореченского Совета народных депутатов № от 18.02.1987 года отделена восточная часть ГСК № и присвоена новому ГСК №. Затем между ОАО «РЖД» и ГСК 45/2 был заключен договор аренды для содержания и эксплуатации гаражей. Право истца вторично от прав ГСК №. Гаражи не являются самовольной постройкой, т.к. действовал ГС РСФСР 1964 года, согласно ст. 109 ГК РСФСР 1964 года самовольной постройкой считалась только жилая постройка, возведенная гражданином при указанных в статье нарушениях. Не согласны с выводом суда об отнесении гаража к движимому имуществу, т.к. тот стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом. ГСК построен в полосе отвода железной дороги, но не ухудшает видимости пути ж/д, не создает угрозу безопасности движения ж/д транспорта, заключен договор субаренды. Судом не были установлены юридически значимые обстоятельства по делу и вынесено неправильное решение. Просили решение отменить, иск удовлетворить.
Возражений на апелляционную жалобу от ответчика не поступило.
В судебном заседании истцы поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации города [СКРЫТО] возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что гаражи расположены в зоне Т1, где не допускается размещение капитальных объектов.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» возражал против удовлетворения жалобы, т.к. земельный участок находится в зоне объектов железнодорожного транспорта, в границах полосы отвода.
Остальные ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» и ст. 195 ГПК РФ решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно положению ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план поселения.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами, в том числе, органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
Согласно решению исполнительного комитета Первореченского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден кооператив № для строительства капитальных гаражей на 12 боксов для стоянки автомобилей индивидуальных владельцев.
Решением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка за правлением кооператива № <адрес> под строительство 25 металлических гаражей для индивидуального автотранспорта, на участке, примыкающей к железой дороге в районе <адрес> и <адрес>» закреплен земельный участок за правлением кооператива № <адрес> под строительство 25 коллективных металлических гаражей в бессрочное пользование.
Решением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении дополнительного земельного участка за правлением кооператива № <адрес>», которым закреплен дополнительный земельный участок под установку пяти гаражей.
Решением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка за правлением кооператива № <адрес> под строительство коллективных металлических гаражей для индивидуального автотранспорта, на участке, примыкающем к железной дороге в районе <адрес>», которым закреплен дополнительный земельный участок под 40 гаражей.
Решением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении дополнительного земельного участка за правлением кооператива № <адрес> под установку 20 металлических гаражей», которым закреплен дополнительный земельный участок под установку 20 гаражей.
Решением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении дополнительного земельного участка за правлением кооператива № <адрес>», которым закреплен дополнительный земельный участок под установку 1 металлического гаража.
Разрешением [СКРЫТО] городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено установка типового металлического гаража ФИО9 на земельном участке, закрепленном за кооперативом № <адрес> в районе входа в ж/д туннель (последнее место перед входом в туннель).
Согласно акту о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гаражи ГСК <адрес> установлены, о чем произведена регистрационная надпись.
Актом приемки здания (сооружения) государственной комиссией о ДД.ММ.ГГГГ приняты одноэтажные металлические гаражи кооператива №.
Согласно выписке из протокола общего собрания гаражного кооператива № <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ отделена восточная часть кооператива в самостоятельный кооператив, которому присвоен №, который утвержден <адрес> советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> в лице и.о. руководителя Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> и ОАО «РЖД» передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка 48/48 от ДД.ММ.ГГГГ дополнен п. 4.4 договора подпунктом 4.4.3 «возводить на участке здания, строения и сооружения в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации».
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка 48/48 от ДД.ММ.ГГГГ изложен п. 4.4.3 договора «осуществлять на участке строительство и (или) реконструкцию зданий, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного сообщения, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений».
Согласно договору субаренды № ЦРИ/10СА/5381/14/000972 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «РЖД» и ГСК 45/2 в лице председателя ГСК 45/2 в субаренду (во временное владение и за плату) передана часть земельного участка общей площадью 1310 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:28:000000:8/72, расположенная пол адресу: <адрес>, юго-западная часть, южная, северо-западная части [СКРЫТО] кадастрового квартала … из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения… имеет разрешенное использование: в целях размещения полосы отвода железной дороги, предоставлен ОАО «РЖД» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Участок предоставлен для содержания и эксплуатации гаражей на 50 боксов.
Из сведений кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:00000000:0006 разрешенное использование полоса отвода железной дороги.
В соответствии с выводами ООО «Центр Экспертиз «Регион-Приморье» № от ДД.ММ.ГГГГ металлические гаражные боксы №№ ГСК №, расположенные в районе здания по адресу: [СКРЫТО], <адрес> соответствует строительным нормам и правилам, техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, отсутствует вредное воздействие объекта на окружающую среду, находятся в удовлетворительном и работоспособном техническом состоянии, при котором строение в целом является устойчивым, несущая способность конструкций обеспечивается, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, размещение соответствует условиям договора субаренды и не нарушает прав и интересы третьих лиц.
В соответствии с утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Правилами землепользования и застройки на территории [СКРЫТО] городского округа, данный земельный участок расположен в зоне объектов железнодорожного транспорта (Т-1). Согласно Генеральному плану [СКРЫТО] городского округа, утвержденному решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок не находится в границах территории общего пользования.
Из ответа Управления Градостроительства и архитектуры <адрес> следует, что разрешение на ввод указанных объектов в эксплуатацию администрацией <адрес> не выдавалось, проектная документация по данным объектам в управление на согласование и на проверку не предоставлялась. В управлении отсутствует сведения о выдаче ГСК 45/2 разрешения на строительство.
Согласно положению подп. 3 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: становления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:
а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
В соответствии ст. 2 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о нахождении спорных объектов на территории полосы отвода железнодорожного транспорта, нашли свое подтверждение, с чем согласилась судебная коллегия.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания права собственности на гаражи у суда отсутствовали, т.к. согласно положению ст. 218 ГК РФ, оснований для этого не имеется, регистрация права собственности согласно ст. 131 ГК РФ необходима только для объектов недвижимого имущества, к которым железный гараж не относится, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отнесении гаражей к объектам недвижимости отклоняются судебной коллегией.
Иных доводов апелляционной жалобы, которые бы не были предметом рассмотрения в судебном решении, апелляционная жалоба не содержит.
Судом полно и правильно применены нормы материального права, всем доказательствам дана надлежащая оценка, с которой согласилась судебная коллегия.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первореченского районного суда г. [СКРЫТО] от 10 мая 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи