Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 15.07.2019 |
Дата решения | 26.08.2019 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Наконечная Елена Валентиновна |
Результат | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1534cf9f-90cf-3db8-86af-4707b0d8902b |
Судья Храмцова Л.П. Дело № 33-8102
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2019 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.,
судей Бичуковой И.Б., Завальной Т.Ю.,
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края в интересах Чайка Максима Сергеевича к администрации Приморского края, администрации г. Спасск-Дальний Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Спасск-Дальний - Сапунова Е.В.
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 марта 2019 года, которым исковые требования прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края в интересах Чайка Максима Сергеевича удовлетворены. На администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Чайка Максиму Сергеевичу, 27.12.2000 года рождения, на территории городского округа <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления городского округа Спасск- <адрес> признана ненадлежащим ответчиком по делу, иск к данному ответчику оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Рогалева А.Е. и представителя администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края Левченко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Спасск-Дальний Приморского края обратился в суд в интересах Чайка М.С. с названным иском, указав, что Чайка М.С., проживающий в <адрес>, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Приморского края от 22.05.2018г. № 155-ра Чайка М.С. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В своих исковых требованиях прокурор просил суд обязать администрацию Приморского края обеспечить Чайка М.С. благоустроенным жилым помещением на территории городского округа Спасск<адрес> из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированного жилого помещения не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления городского округа <адрес>.
Определением суда от 11.01.2019г. администрация г. Спасск-Дальний привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Приморского края Захарова К.В. не оспаривала право Чайка М.С. на обеспечение специализированным жилым помещением. Полагала, ссылаясь на Закон Приморского края от 24.12.2018г. № 433-КЗ, что решение о предоставлении Чайка М.С. специализированного жилья должно приниматься органом местного самоуправления.
Чайка М.С., представитель администрации г. Спасск-Дальний, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Разбирательство по делу проведено без участия неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация городского округа Спасск-Дальний, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указано на незаконность возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Чайка М.С. на администрацию г. Спасск-Дальний, которая не была привлечена к делу в качестве ответчика и не была извещена о привлечении ее к делу в таком качестве.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Приморского края просит оставить решение суда без изменения.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке в судебном заседании 05.08.2019г. судебная коллегия определила в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330, частью 5 статьи 330 ГПК РФ перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Администрация ГО Спасск-Дальний Приморского края привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе рассмотрения судебной коллегией дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурор уточнил заявленные требования. Просил возложить на администрацию ГО Спасск-Дальний Приморского края обязанность предоставить Чайка М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления ГО Спасск-Дальний Приморского края.
Представитель администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края Левченко А.А. возражала против заявленных требований. Полагала, что не имеется оснований для понуждения администрации ГО Спасск-Дальний к предоставлению Чайка М.С. специализированного жилого помещения по Закону Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ, так как Чайка М.С. включен в соответствующий сводный список Приморского края как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в жилье, до принятия этого Закона. Обеспечение Чайка М.С. жильем должно осуществляться в порядке, установленном в Законе Приморского края №168-КЗ от 12.02.2013г. по решению Департамента образования и науки Приморского края.
Чайка М.С., представитель администрации Приморского края, уведомленные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Разбирательство по делу проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, поскольку обязанность по предоставлению Чайка М.С. специализированного жилого помещения была возложена судом на администрацию ГО Спасск-Дальний Приморского края, однако, данная администрация не была в установленном порядке привлечена к участию в деле в качестве ответчика (соответчика) и не была извещена о привлечении ее к делу в таком качестве.
Разрешая дело по существу по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018г. № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, ГО Спасск-Дальний (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно ст. 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и видно из дела, Чайка М.С., проживающий в <адрес>), относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением в порядке, предусмотренном п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании распоряжения администрации Приморского края от 22.05.2018г. № 155-ра он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением.
Поскольку Чайка М.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение за счет государства отдельным жилым помещением специализированного жилого фонда по месту проживания на территории ГО Спасск-Дальний, однако, до настоящего времени в предусмотренном законом порядке таким жильем не обеспечен, то требования прокурора о возложении на администрацию ГО Спасск-Дальний обязанности по предоставлению истцу соответствующего жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия учитывает, что согласно действующему законодательству окончательное решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения принимает орган местного самоуправления, на территории которого проживает данное лицо.
Урегулирование в Законе Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ порядка предоставления специализированного жилого помещения соответствующей категории лиц, предусматривающего наличие представления администрации Приморского края о распределении жилого помещения, выделение финансовых средств на данные цели и т.д., не препятствует возложению на администрацию ГО Спасск-Дальний обязанности по предоставлению жилья истице, так как несоблюдение указанного порядка не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав Чайка М.С.
То обстоятельство, что Чайка М.С. поставлен на жилищный учет до принятия Закона Приморского края №412-КЗ от 06.12.2018г., не свидетельствует о необоснованности требований прокурора, так как истец до настоящего времени жильем не обеспечен и подлежит такому обеспечению с учетом норм законодательства, действующих в настоящее время.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, влекущее безусловную отмену состоявшегося по делу решения, то судебная коллегия полагает необходимым отменить это решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска прокурора и понуждении администрации ГО Спасск-Дальний к предоставлению Чайка М.С. соответствующего жилого помещения.
Поскольку какие-либо конкретные требования к администрации Приморского края в уточненном иске не предъявлены, и оснований для возложения на этого ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения не установлено, то в иске к данному ответчику необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 04 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края в интересах Чайка Максима Сергеевича к администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию ГО Спасск-Дальний Приморского края предоставить Чайка Максиму Сергеевичу, 27.12.2000 года рождения, на территории городского округа Спасск-Дальний Приморского края, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления городского округа <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края в интересах Чайка М,С. к администрации Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи: