Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 15.07.2019 |
Дата решения | 05.08.2019 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Наконечная Елена Валентиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7976bb49-28a5-331c-b7a9-3187de88aedf |
Судья Храмцова Л.П. Дело № 33-8094
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 августа 2019 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.,
судей Бичуковой И.Б., Мельниковой О.Г.,
при секретаре Гулай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дальнегорска Приморского края в интересах Николайчук Владислава Юрьевича к администрации Приморского края, администрации г. Дальнегорска Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Дальнегорска – Колоскова В.Н.
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 мая 2019 года, которым исковые требования прокурора г. Дальнегорска Приморского края в интересах Николайчук В.Ю. удовлетворены. На администрацию г. Дальнегорска Приморского края возложена обязанность предоставить Николайчук Владиславу Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г. Дальнегорска Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления г. Дальнегорска Приморского края. Администрация Приморского края признана ненадлежащим ответчиком по делу, иск к данному ответчику оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Кольцовой М.Ю., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Дальнегорска Приморского края обратился в суд в интересах Николайчук В.Ю. с названным иском, указав, что Николайчук В.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Приморского края от 15.08.2013г. № Николайчук В.Ю. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В своих исковых требованиях прокурор просил суд (с учетом уточнений) определить надлежащего ответчика по делу и обязать его обеспечить Николайчук В.Ю. благоустроенным жилым помещением не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного администрацией Дальнегорского городского округа, из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Дальнегорска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Определением суда от 04.03.2019г. администрация Дальнегорского городского округа Приморского края привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.
Николайчук В.Ю., представители администрации Приморского края, администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. От представителя администрации Дальнегорского городского округа Приморского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Разбирательство по делу проведено без участия неявившихся лиц.
В письменном отзыве на иск представитель администрации Приморского края не оспаривал право Николайчук В.Ю. на обеспечение специализированным жилым помещением. Ссылаясь на Закон Приморского края от 24.12.2018г. № 433-КЗ полагал, что решение о предоставлении Николайчук В.Ю. специализированного жилья должно приниматься органом местного самоуправления.
В письменном отзыве на иск представитель администрации Дальнегорского городского округа Приморского края просил в удовлетворении исковых требований к администрации Дальнегорского городского округа Приморского края отказать, сославшись на отсутствие у администрации г. Дальнегорска полномочий и финансовых средств для исполнения данной обязанности.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Дальнегорского городского округа Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем, которые приводились представителем администрации Дальнегорского городского округа Приморского края в письменном отзыве на иск.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор и представитель администрации Приморского края просят оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018г. № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Дальнегорский городской округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018г. №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно ст. 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и видно из дела, Николайчук В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в Дальнегорском городском округе, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением в порядке, предусмотренном п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжением администрации Приморского края от 15.08.2013г. № он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением (л.д.34).
Установив, что Николайчук В.Ю., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его за счет государства отдельным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Дальнегорского городского округа, однако, до настоящего времени в предусмотренном законом порядке таким жильем не обеспечен, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности заявленных требований прокурора и обоснованно возложил на администрацию Дальнегорского городского округа обязанность по предоставлению Николайчук В.Ю. соответствующего жилого помещения.
Суд верно учел, что согласно действующему законодательству, окончательное решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения принимает орган местного самоуправления, на территории которого проживает лицо, в связи с чем обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения именно на администрацию Дальнегорского городского округа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение вопросов об обеспечении лиц из числа детей-сирот специализированным жильем не относится к компетенции органа местного самоуправления, судебная коллегия отклоняет как не соответствующий вышеприведенным нормам действующего федерального и краевого законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости соблюдения порядка предоставления специализированного жилого помещения соответствующей категории лиц, предусматривающего наличие представления администрации Приморского края о распределении жилого помещения, выделение финансовых средств на данные цели и т.д., не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, так как несоблюдение указанного порядка не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав Николайчук В.Ю.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Дальнегорского городского округа Приморского края – Колоскова В.Н. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: