Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.06.2015 |
Дата решения | 24.06.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c2d41ac6-5222-3b3a-9387-77531b523f81 |
Судья: ФИО1 Дело № 33-5187/15
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 июня 2015 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Лозенко И. А.
судей Степановой Е. В., Завальной Т. Ю.
при секретаре Сокур М. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, учащихся ФИО8 с. Соколовка к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ФИО11» с. Соколовка <адрес> <адрес>, Департаменту образования и науки <адрес>, Департаменту финансов <адрес> о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда
по апелляционной жалобе Департамента финансов <адрес>
на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 19 декабря 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ФИО12» с. Соколовка <адрес> <адрес> обязанность укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения; возложить на Департамент финансов <адрес> обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки <адрес> для предоставления их Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ФИО13» с. Соколовка <адрес> <адрес> с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения; возложить на Департамент образования и науки <адрес> обязанность обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ФИО14» с. Соколовка <адрес> <адрес> денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения.
Заслушав доклад судьи Степановой Е. В., пояснения представителя истца Заика О. В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] <адрес> <адрес> обратился с выше названным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, учащихся МКОУ «СОШ № 15» <адрес> в обоснование требований указав, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> <адрес> проверки образовательного учреждения ФИО9 <адрес> установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Так, средняя обеспеченность учеников с 5 по 11 класс МКОУ «СОШ № 15» <адрес> составляет 72%, что не соответствует законодательным нормам, а также федеральным образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Вследствие Нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МКОУ «СОШ № 15» <адрес> и невыдачи учебников ученикам образовательного учреждения, родители учеников вынуждены сами приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе и образовательным стандартам при отсутствии у них на то обязанностей, что прямо противоречит нормам законодательства. Указал на ненадлежащее исполнение п. 10 ст.8 и ст.35 ФЗ «Об образовании в РФ» органа исполнительной власти субъекта РФ в области образования в виде обязанности обеспечивать учебниками аккредитованные образовательные учреждения, что отражено в пп. 8.23 и 8.29 Положения «О Департаменте образования и науки <адрес>» (утвержденного постановлением администрации <адрес> № 171-ПА от 03.07.2009), который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, для реализации предусмотренных функций в соответствии с ФИО7 кодексом РФ. Между тем, выделяемые Департаментом в пользу образовательных учреждений <адрес> бюджетные денежные средства являются недостаточными для полного укомплектования библиотечных фондов, а также обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе. Указанное обстоятельство нарушает гарантированное право учащихся на получение бесплатного и общедоступного образования. С учетом уточнений, просил суд возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ФИО15» с. Соколовка <адрес> <адрес> обязанность укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения; возложить на Департамент финансов <адрес> обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки <адрес> для предоставления их Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ФИО16» с. Соколовка <адрес> <адрес> с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения; возложить на Департамент образования и науки <адрес> обязанность обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ФИО17» с. Соколовка <адрес> <адрес> денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель МКОУ «СОШ № 15» <адрес> в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель департамента финансов <адрес> в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Согласно представленного отзыва, заявленные требования не признал. Указал, что департаментом выделены денежные субвенции на заявленные в иске цели в объеме, установленном бюджетом <адрес>, и соответствуют нормативам расходов на обеспечение учебного процесса. Указал о главном распорядителе средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам - Департамент образования и науки <адрес>, дополнительные расходы должны быть реализованы за счет денежных средств органа местного самоуправления, в связи с чем, просил о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Администрации [СКРЫТО] муниципального района. Указал, что департамент финансов <адрес> является ненадлежащим ответчиком.
Представитель департамента образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель администрации [СКРЫТО] муниципального района в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Согласно представленных возражений заявленные требования не признал. Считал, что администрация [СКРЫТО] муниципального районо является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является распорядителем субвенций, а лишь перечисляет поступившие на весь район средства в «Центр обслуживания образовательных учреждений», который в свою очередь распределяет денежные средства между образовательными учреждениями.
Судом постановлено решение, с которым не согласился департамент финансов <адрес>, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на них возражений, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 вышеназванного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами
В силу пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
Согласно п. 10 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесена организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
В соответствии с п. 8.17 Положения о департаменте образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 171-па, к полномочиям департамента, как органа исполнительной власти <адрес>, отнесены полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
В соответствии с п. 1 Положения о департаменте финансов <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 32-па, департамент финансов <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами <адрес>.
В силу п. 7.2 раздела II этого Положения департамент финансов <адрес> осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Поскольку факт неполной комплектации библиотечного фонда ФИО10 с. Соколовка <адрес> <адрес> нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, суд с учетом вышеназванных положений закона обоснованно возложил на департамент образования и науки <адрес> обязанность по обеспечению образовательного учреждения денежными средствами для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учебной литературой, а на департамент финансов <адрес> - обязанность по выделению денежных средств департаменту образования и науки <адрес>, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами <адрес>.
Ссылка в апелляционной жалобе на Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>», которым не предусмотрено при утверждении общей суммы субвенции выделение из нее отдельно бюджетных ассигнований на обеспечение учебных расходов, а также на утвержденные Приложением 34 к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 334-КЗ нормативы расходов на обеспечение учебного процесса на 2014 год, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность субъекта Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования может быть прекращена только путем ее исполнения и недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не может являться основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних, в защиту интересов которых прокурор обратился в суд, на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда, что размер выделяемых бюджетных средств является недостаточным для полного укомплектования библиотечного фонда поскольку при отсутствии в библиотечном фонде необходимого количества учебников средства субвенций направляются обновление компьютерного оборудования, приобретение школьной мебели, интерактивных досок, проекторов и лишь малая часть выделяемых средств субвенций расходуется на приобретение учебников не могут повлечь отмену решения, поскольку ответчик сам не возражает, что бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями в необходимом объеме не имеет места.
Довод жалобы о том, что департаментом финансов департаменту образования и науки <адрес> своевременно и в полном объеме перечислены субвенции для приобретения учебников и учебных пособий, полученных образовательным учреждений, противоречат материалам дела, из которых следует, что учащиеся МКОУ «СОШ № 15» <адрес> бесплатными учебниками не обеспечены, в связи с чем суд верно сделал вывод о недостаточном финансировании учебного учреждения для полного укомплектования учебной литературой.
Вместе с тем, отсутствие либо недостаточное количество необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.
Доводы апелляционной жалобы, что департамент финансов <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку таковым является департамент образования и науки <адрес> судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку судом верно определен каждый из ответчиков, на которого возложены определенные обязанности.
В связи с этим доводы жалобы в указанной части основанием, для отмены или изменения решения суда служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи