Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 10.04.2018 |
Дата решения | 15.05.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела об оплате труда -> о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Шульга Светлана Викторовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0998c3cc-df7e-3e38-a044-327f7d396988 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Александровой М.В., Шульга С.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску [СКРЫТО] Дениса Александровича к филиалу № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании задолженности по заработной плате по апелляционной жалобе филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Спасского районного суда Приморского края от 27.12.2017, которым исковые требования удовлетворены в части. Взыскана с филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу [СКРЫТО] Д.А. задолженность по заработной плате за период с июля по декабрь 2017 года в размере 25732 рубля. Взыскано с филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 971,96 рублей. В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., выслушав пояснения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» и филиала №1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» Пономаренко Е.А., возражения представителя войсковой части 59313-43 – Концевик В.В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Д.А. обратился в суд с названным иском, мотивировав требования тем, что он работает начальником группы, исполняет обязанности ... в войсковой части 59313-43. В составе караула несет непосредственную службу по охране и обороне объекта – арсенала. На основании п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 255 от 23.04.2014 ему положена компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 % за прием, хранение, выдачу и охрану боеприпасов, находящихся в караульном помещении, за которые он отвечает. С 01.07.2017 выплата указанной надбавки прекращена в связи с тем, что порядок, условия и размер выплаты компенсационного характера гражданскому персоналу в подразделениях ВОХР устанавливаются гражданскому персоналу подразделений ВОХР, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения. Однако в данном приказе не прописано, что компенсационная выплата устанавливается по какой-то определенной должности.
Требования были уточнены, истец просил с филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» невыплаченную компенсационную выплату в размере 50 % должностного оклада за период с июля по декабрь 2017 года в размере 25732 рубля. Восстановить и продолжить выплачивать ему в дальнейшем компенсационную выплату в размере 50 % должностного оклада в соответствии с приказами МО РФ, приказами и нормативными документами войсковой части 59313-43.
В судебном заседании [СКРЫТО] Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель войсковой части 59313-43, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю».
Судом постановлено решение, с которым не согласился филиал № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам (п.п. 3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 255 от 23.04.2014, гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технически ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасы, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Из содержания п. 17 Положения следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов. То есть, право на компенсационную выплату у гражданского персонала возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно занятого приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, а также при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов.
Согласно п. 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешними и внутренними ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об остановке на посту.
В соответствии с п. 27 Инструкции, оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.
По материалам дела установлено, что [СКРЫТО] Д.А. работает в войсковой части 59313-43 в должности ...
Войсковая часть 59313-43 находится на финансовом обеспечении филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю».
Трудовым договором истцу установлены условия оплаты труда (п. 5-9), в том числе, предусмотрена компенсация за работу по приему, хранению, выдаче и охране вооружения и боеприпасов в размере 50% тарифной ставки.
С 01.07.2017 филиалом № 1 ФКУ УФО МО РФ по Приморскому краю в одностороннем порядке была прекращена выплата в размере 50 % к окладу работникам ВОХР (начальникам отрядов и их заместителям, начальникам команд и их заместителям и т.д.), командиру войсковой части 59313-43 направлено письмо со ссылкой на разъяснения Департамента социальных гарантий МО РФ от 10.04.2017 № 182/5/2247, в котором указано, что компенсационная выплата 50 % устанавливается гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране вооружения и боеприпасов. Работники не занятые организацией и обеспечением деятельности подразделений военизированной охраны, а также другими функциями, не связанными с охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную выплату не имеют.
Письмом начальника филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» от 03.05.2017 сообщено, что компенсационную выплату следует устанавливать гражданскому персоналу подразделений ВОХР, привлекаемому к охране объектов хранения вооружения и боеприпасов, в полном объеме вне зависимости от количества смен в каждом месяце по охране объектов с вооружением и боеприпасами и от времени нахождения на постах. Работники, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделения ВОХР, их заместители, начальники групп и отделений, начальники караулов, контролеры контрольно-пропускных пунктов непосредственную охрану складов с вооружением и боеприпасами не осуществляют, в связи с чем, указанная компенсационная выплата по данным должностям производиться не должна.
Признавая право истца на компенсационную выплату, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начальник группы команды отряда военизированной охраны в силу должностных обязанностей непосредственно выполняет обязанности по охране и защите объекта в целом, как объекта хранения вооружения и боеприпасов.
Судебная коллегия полагает оценку суда непосредственной работы истца с вооружением и боеприпасами ошибочной.
Из должностных обязанностей начальника группы команды отряда военизированной охраны войсковой части 59313-43 следует, что в обязанности ... входит среди прочих обязанностей, связанных с организацией работы персонала, проверки исправности и целостности охраняемого объекта, принять по описи от начальника старого караула документы, оружие, ящики с боеприпасами, печати на них и ключи к ним, а также технические средства охраны, средства связи и пожаротушения, следить за постоянной боевой готовностью резервных групп, лично проверять выполнение должностных обязанностей часовыми, в случае вызова часовыми или отсутствия от него в установленное время доклада (сигнала) о выполнении возложенных на него обязанностей немедленно выслать своего помощника или прибыть на пост лично.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела письменных доказательств: расписания постов, постовой ведомости внутреннего караула № 1, списка закрепления оружия и боеприпасов за личным составом караула № 1, списка личного состава караула ознакомленного с боевым расчетом и требованиями техники безопасности, ведомости учета докладов от часовых, боевого расчета внутреннего караула № 1 не следует, что в спорные периоды времени истец был непосредственно занят охраной вооружения и боеприпасов, связанной с их приемом, хранением, выдачей, в связи с чем, законных оснований для выплаты истцу надбавки, предусмотренной п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 255 от 23.04.2014, не имеется.
Доказательств того, что в спорный период истец непосредственно выполнял обязанности по охране, приему, хранению, выдаче вооружения и боеприпасов склада вооружения, в материалах дела не имеется.
То обстоятельство, что компенсационная выплата предусмотрена трудовым договором, не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на ее получение установлено при соблюдении условий, установленных действующим законодательством. Оснований для возложения на ответчика обязанности произвести выплату компенсации за период с июля по декабрь 2017 года, у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, взыскал с ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по Приморскому краю государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 971 руб.96 коп.
Судебная коллегия, считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном взыскании государственной пошлины в доход местного бюджета с ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по Приморскому краю, также заслуживают внимания. Поскольку Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» как орган военного управления в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины в бюджет при выступлении как в качестве истца, так и ответчика.
В связи с изложенным, решение суда подлежит отмене в части удовлетворенных требований с вынесем нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 27.12.2017 отменить в части удовлетворенных исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате, принять по делу новое решение.
Отказать [СКРЫТО] Денису Александровичу в удовлетворении иска к филиалу № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты в размере 50 % должностного оклада.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи