Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 21.04.2020 |
Дата решения | 22.06.2020 |
Категория дела | Споры, связанные с предоставлением жилищных сертификатов (кроме социальных споров) |
Судья | Наконечная Елена Валентиновна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9cce0564-70df-38b4-be4e-3ebdb0db6155 |
Судья Юрченко Л.П. Дело № 33-3869 (2-246/2019)
25RS0014-01-2019-000007-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бичуковой И.Б.,
судей Наконечной Е.В., Ундольской Ю.Б.,
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] А.З. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении жилищных прав.
по апелляционной жалобе представителя 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ - Торкаева Я.Б.
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ - Лебедева С.Г.
на решение Анучинского районного суда Приморского края от 26 декабря 219 года, которым исковые требования [СКРЫТО] А.З. удовлетворены. Признано незаконным решение 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № в части отказа [СКРЫТО] А.З. в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. На 1 отделу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ возложена обязанность включить [СКРЫТО] А.З. и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., пояснения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Торкаева Я.Б., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, пояснения [СКРЫТО] А.З., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] А.З. обратился в суд с названным иском, указав, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части № (отдельный батальон войсковой части №) в должности командира автомобильного взвода. Приказом командира войсковой части 101 отдельной бригады материально-технического обеспечения Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ года № он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года № исключен из списков личного состава в/части, хотя в своем рапорте на имя командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ года он просил не увольнять его с военной службы до решения жилищного вопроса. Выслуга истца в календарном исчислении составила на момент увольнения более 20 лет. В дальнейшем решением 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. С данным отказом истец не согласен. В своих исковых требованиях он просил суд (с учетом уточнений) признать этот отказ незаконным и обязать 1 отдел ФГКУ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ включить его и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании [СКРЫТО] А.З. настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.З. обратился к начальнику отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 2 человека, включая супругу [СКРЫТО] О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При рассмотрении приложенных к заявлению документов, установлено, что [СКРЫТО] А.З. исключен из списка части ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку [СКРЫТО] А.З., не признанный нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в 2017 году был уволен с военной службы и утратил статус военнослужащего, то правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ он не обладает.
Представитель Министерства обороны РФ извещенный о времени и месту слушания дела в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление просил отказать [СКРЫТО] А.З. в удовлетворении требований, поскольку [СКРЫТО] А.З. в настоящее время не является военнослужащим, так как был уволен в июне 2017 года. С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма он обратился после увольнения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и Министерство обороны РФ, их представителями поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалоб изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование возражений на иск.
В письменных возражениях [СКРЫТО] А.З просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает решение суда подлежащим отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что жилищные права [СКРЫТО] А.З. не были реализованы из-за неправильных действий должностных лиц органов Министерства обороны РФ при его увольнении, в связи с чем истца необходимо поставить на жилищный учет в целях предоставления ему жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Однако, такие выводы суда нельзя признать правильными, поскольку они сделаны без учета значимых фактических обстоятельств дела и при неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок реализации военнослужащими права на обеспечение жильем регулируется нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» законодатель установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
На основании абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 18 ст. 15 Закона N 76-ФЗ право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
По смыслу указанных норм права реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и видно из дела, [СКРЫТО] А.З. проходил военную службу по контракту в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ (отдельный батальон войсковой части ДД.ММ.ГГГГ) в должности командира автомобильного взвода. Приказом командира войсковой части 101 отдельной бригады материально-технического обеспечения Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ года № № он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года № исключен из списков личного состава в/части. Выслуга истца в календарном исчислении составила на момент увольнения более 20 лет.
В период прохождения военной службы ему было предоставлено служебное жилое помещение по месту службы на территории закрытого военного городка, расположенное по адресу: <адрес>, сроком на пять лет (л.д.36). Постоянным жильем по линии Министерства обороны РФ [СКРЫТО] А.З. не обеспечивался.
Заявление [СКРЫТО] А.З., поданное им ответчику после увольнения из армии, о постановке его на жилищный учет, оставлено решением 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ года без удовлетворения, так как с таким заявлением истец обратился будучи лицом, утратившим связь с Вооруженными Силами РФ (л.д.7-9).
Поскольку из материалов дела следует, что до момента увольнения истец не подал в установленном порядке заявление (рапорт) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по линии Министерства обороны РФ и не был поставлен на такой учет, в то же время, оснований для включения истца в очередь на жилье после того, как он перестал быть военнослужащим, у ответчика не имелось, то требования [СКРЫТО] А.З о признании решения 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и о понуждении данного органа к включению истца в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, в данном случае не имелось, что не было учтено судом при разрешении спора.
Судебная коллегия учитывает, что до увольнения из Вооруженных Сил РФ [СКРЫТО] А.З. не совершил юридически значимых действий, с которыми закон связывает возможность постановки военнослужащего на жилищный учет в целях его обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ. Указание в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ года просьбы не увольнять его из армии до обеспечения жильем (л.д.39) не свидетельствует о совершении истцом таких действий, хотя и может указывать на необоснованность его увольнения до решения названного вопроса (из пояснений представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в суде апелляционной инстанции следует, что в настоящее время военным судом рассматривается административный иск [СКРЫТО] А.З. о незаконности его увольнения из армии).
Коллегия находит заслуживающим внимания довод ответчика о том, что постановке военнослужащего на жилищный учет обязательно должна предшествовать подробная проверка его нуждаемости в жилье, которая в данном случае не проводилась и без которой принятие решения о постановке на учет не возможно.
Предоставление сведений из ЕГРН об отсутствии у истца и его супруги жилых помещений в собственности для решения спорного вопроса не достаточно.
Поскольку при разрешении спора суд не учел вышеназванные значимые обстоятельства дела и не применил подлежащий применению закон, что привело к вынесению необоснованного решения по делу, то судебная коллегия полагает необходимым отменить это решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.1, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а:решение Анучинского районного суда Приморского края от 26 декабря 219 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А.З. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении жилищных прав отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: