Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 30.03.2021 |
Дата решения | 22.04.2021 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Кирьянова Оксана Вячеславовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 748efe76-078d-3611-8de4-521768e25f54 |
Судья Калашник Н.Н. дело № 33-3372/2021
УИД 25 RS0026-01-2020-001265-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Марченко О.С.
судей Кирьяновой О.В., Гарбушиной О.В.
при секретаре судебного заседания Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] об обязании обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей
по апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] <адрес> на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от ... которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кирьяновой О.В., выслушав прокурора Шиш Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
в обоснование иска указано на то, что по результатам прокуратурой проверки выявлены нарушения федерального и краевого законодательства при предоставлении земельных участков, расположенных на территории [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] <адрес> для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей. Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, подъездными путями является вопросами местного значения, вместе с тем, администрацией [СКРЫТО] к предоставленным многодетным семьям земельным участкам не обеспечено подведение сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и подъездными путями. Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в непринятии мер по обеспечению земельных участков указанной инфраструктурой влечет нарушение интересов данных граждан в сфере реализации ими права на жилище. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы [СКРЫТО] внесены представления об устранении требований законодательства по указанным фактам, между тем, ссылаясь на недостаточность средств в бюджете, указанные нарушения устранены не были. Просил обязать администрацию [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда обеспечить электроснабжением земельные участки, сформированные, предоставленные и предоставляемые для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные: ..., с кадастровыми номерами: ...
обязать администрацию [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда обеспечить водоснабжением и водоотведением земельные участки, сформированные, предоставленные и предоставляемые для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные по адресу: <адрес>
обязать администрацию [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда обеспечить электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, подъездными путями земельные участки, сформированные, предоставленные и предоставляемые для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные по адресу: в индивидуальном [СКРЫТО] в районе <адрес> с кадастровыми номерами: ...
обязать администрацию [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда обеспечить электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, подъездными путями земельные участки, сформированные для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, с кадастровыми номерами: ...
В суде первой инстанции прокурор исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении; представитель администрации [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] иск признал частично, полагал предложенный срок исполнения недостаточным.
Решением [СКРЫТО] районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены в части возложения обязанностей, при этом суд пришел к выводу, что необходимым и достаточным сроком для исполнения возложенных обязательств будет срок в три года.
С постановленным по делу решением не согласилась администрация [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] <адрес>, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просил об отмене решения и принятии нового. Указал, что полномочия, возложенные на орган местного самоуправления по организации в границах [СКРЫТО] электроснабжения населения, осуществляются в полном объеме. При обращении граждан, проживающих на данных территориях, в администрацию [СКРЫТО] они незамедлительно будут включены в график подвоза питьевой воды. В настоящее время таких заявок не поступало, поскольку строительство на предоставленных участках не осуществляется. Находил невозможным исполнить возложенные обязанности в установленный судом срок, поскольку общий срок, необходимый для выполнения требуемых инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений составляет .... Полагал, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения до границ конкретного земельного участка законодательно не возложена на орган местного самоуправления.
<адрес> представлены возражения на апелляционную жалобу.
В суде апелляционной инстанции прокурор находил решение суда законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле не явились, о дате слушания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующим законодательством на администрацию [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] как на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по организации территории городского [СКРЫТО] дорожной и инженерной инфраструктурой, в том числе необходимой для обеспечения жизнедеятельности земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, на бесплатной основе для индивидуального жилищного строительства.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации постановлено Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в <адрес>» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно - технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] [СКРЫТО] муниципального района <адрес>, принятого решением муниципального комитета [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] относятся: организация в границах [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах заселенных пунктов [СКРЫТО] городского [СКРЫТО].
Таким образом, вопросами местного значения [СКРЫТО] городского [СКРЫТО], согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории [СКРЫТО] вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения), в том числе, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
Довод жалобы о том, что на предоставленных многодетным семьям земельных участках отсутствует централизованное водоснабжение, в связи с чем, при обращении граждан, проживающих на указанной территории, им будет осуществлен подвоз воды, а также ссылка на то, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения до границ конкретного земельного участка законодательно не возложена на орган местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм права.
Как следует из материалов дела, на территории [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] имеется централизованное водоснабжение и водоотведение. Возможность организации подведения централизованного водоснабжения и водоотведения к спорным земельным участкам не оспаривается, следовательно не подлежит оспариванию и обязанность по совершению указанных действий у администрации [СКРЫТО] городского [СКРЫТО], исходя из анализа норм действующего законодательства.
Довод жалобы о невозможности исполнения решения суда в течение предоставленного срока, судебная коллегия отклоняет, поскольку как следует из материалов дела об имеющихся нарушениях при предоставлении земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, главе [СКРЫТО] было известно с 2017 года, между тем активные меры к восстановлению прав граждан должностным лицом не приняты. Такое бездействие администрации [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] создает препятствия в реализации государственной программы поддержки семьи. Меры, принимаемые муниципальным органом, по обеспечению необходимой инфраструктурой предоставленные семьям земельные участки являются неэффективными, не обеспечивающими исполнение действующего законодательства о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
По изложенному, судебная коллегия приходит к выводу, что решение [СКРЫТО] районного суда законно и обоснованно, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 05.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] городского [СКРЫТО] [СКРЫТО] района Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: