Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 30.03.2021 |
Дата решения | 21.04.2021 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Корчагина Полина Анатольевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d4e793e1-89f0-3d17-8682-50c02c0d943f |
Судья: Емельянов М.А. Дело № 33-3352/2021 (№2-26/2020)
25RS0033-01-2020-000671-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 21 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего Кадкина А.А.
судей Корчагиной П.А., Храмцовой Л.П.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации [СКРЫТО] района Приморского края, администрации [СКРЫТО] сельского поселения Приморского края о признании права собственности на земельный пай
с апелляционной жалобой истца
на решение [СКРЫТО] районного суда <адрес> от 25 января 2021 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Корчагиной П.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО1 обратилась в с уд с иском к ответчику администрации [СКРЫТО] муниципального района Приморского края о признании права собственности на земельный пай, указав, что с 26.06.1991 по 20.11.1992 года она работала помощником бригадира в совхозе «Черниговский» и состояла в списке работников совхоза на 1992 год проекта перераспределения земель совхоза «Черниговский» [СКРЫТО] района Приморского края. В фонд перераспределения зачислены земли совхоза «Черниговский» общей площадью 10620 га, из става фонда перераспределения земель в коллективно-долевую собственность ТОО «Черниговское» от ведено 5112 га, а также из фонда перераспределения земель ТОО «Черниговское» в аренду отведено 4693 га сроком на 5 лет. Просила признать за ней право собственности на земельную долю в ТОО «Черниговское» согласно причитающейся ей доли из земельного участка площадью 10620 га, расположенного по адресу: Приморский край, Черниговский район.
Определением суда к участию в деле привлечена администрация сельского поселения [СКРЫТО] района Приморского края в качестве соответчика.
Представитель ответчика администрации [СКРЫТО] муниципального района иск не признал, считает себя ненадлежащим ответчиком, кроме того, истцом не предоставлено правоустанавливающих документов на земельную долю, а также в виду отсутствия в постановлении администрации [СКРЫТО] района от 02.06.1993 года сведений о лицах, имеющих право на получение земельной доли бесплатно, их количестве.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] сельского поселения представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Решением суда в иске отказано.
С принятым решением не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой она просила решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полагает, что имелись основания для признания за ней права собственности, т.к. ей предоставлена копия проекта перераспределения земель совхоза, где она числится в списке работников на 1992 год. Отсутствует документ, исключающий ее их списка. В 2017 году администрация [СКРЫТО] сельского поселения опубликовала на своем сайте список невостребованных земельных паев, в том списке есть ее фамилия.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие, согласно положению ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствами дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» и ст. 195 ГПК РФ решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 № 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Указом Президента Российской Федерации от 11.12.1993 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» было признано, что ведение государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должны осуществлять Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» местные администрации обязаны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Свидетельства о праве собственности на земельные доли выдавались по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» и по форме утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции Указов Президента РФ от 24.12.1993 № 2287, от 25.01.1999 № 112 свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим Указом.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением от 23.12.2002 № 919 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения» - Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» - утратило силу.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации [СКРЫТО] района от 02.06.1993 года № 135 «О предоставлении в пользование земель сельскохозяйственного назначения Т.О.О. «Черниговское» закреплены за сельскохозяйственным предприятием ТОО «Черниговское» земли общей площадью 10620 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 7889 га, из них: пашни 5742 га, сенокосов 1880 га, пастбищ 334 га. Отведено в коллективно-долевую собственность ТОО «Чергниговское» 5112 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 5112 га, из них пашни 3195 га, сенокосов 1880 га и пастбищ 37 га из состава угодий фонда перераспределения земель. Отведено в аренду сроком на пять лет товариществу с ограниченной ответственностью «Черниговское» 4693 га земель, в том числе сельскохозяйственных угодий 2019 га, из них пашни 1722 га, пастбищ 297 га из фонда перераспределения земель (т.д. 1 л.д. 12).
Пунктом 4 указанного Постановления на комитет по земельным ресурсам и землеустройству района вменялось в обязанность подготовить документы на право пользования землей.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию указанному в данной статье. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В таком случае орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Из материалов дела не следует, что в соответствии с указанным выше постановлением, ФИО1 выдано свидетельство на право собственности на земельную долю какой-либо площади.
В силу части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 12.1 названного Федерального закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
При этом из части 6 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ следует, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Частью 7 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Кроме того, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для приобретения истцом права на земельную долю, т.к. ФИО7В. была трудоустроена в совхозе «Черниговский» с 26.01.1991 года по 20.11.1992 года, до зачисления 02.06.1993 года в фонд перераспределения земель совхоза на общей площади 10620 га и отведения в коллективно-долевую собственность ТОО «Черниговское» 5112 га из состава угодий фонда перераспределения земель и на момент вынесения постановления членом совхоза не являлась, в связи с чем, той утрачено право на получение земельной доли.
Несогласие истца с вынесенным решением, в котором дана оценка обстоятельствам дела, не является основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 25 января 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи