Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 15.11.2021 |
Дата решения | 08.02.2022 |
Категория дела | В иных случаях, возникающих из трудовых отношений |
Судья | Коржева Марина Валерьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 01d78cba-92c4-3c3b-9aba-d61e2a742ade |
Судья ФИО2 Дело № 33-10542/2021 (2-258/2021)
УИД 25RS0017-01-2021-000395-87
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08.02.2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе
председательствующего судьи ФИО3
судей ФИО8, ФИО4,
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № по <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет выплат при увольнении, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> с учетом дополнений на решение Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично, с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в пользу ФИО1 взыскана задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в размере ... коп., по компенсации за неиспользованный отпуск - ... коп., проценты за задержку выплат – ... коп., судебные издержки – ... руб., компенсация морального вреда – ... руб., в остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную службу в должности государственного налогового инспектора контрольного отдела № Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, которая в настоящее время после реорганизации в форме укрупнения преобразована в МИФНС № по ПК. Приказом МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с ней расторгнут, она уволена с ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 44 дней и компенсацию в размере 4-х месячного денежного содержания, однако суммы были исчислены от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения, что привело к уменьшению выплат. С учетом уточненных требований, истица просила взыскать с ответчика невыплаченную при увольнении компенсацию четырехмесячного денежного содержания ...., компенсацию за неиспользованный отпуск ... руб., проценты за задержку указанных выплат ... руб., компенсацию морального вреда в сумме ... рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг – ... руб..
Истица в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истицы на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика МИФНС № по <адрес> ФИО6 против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменной форме, просила отказать.
Судом принято вышеуказанное решение.
С решением суда не согласился представитель ответчика ФИО7, подал на него апелляционную жалобу, в которой указал, что вывод суда, изложенный в решении, о том, что выплаченное истице материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных и компенсации за отпуск при увольнении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Суд не дал оценку доводам о правомерности расчета компенсационных выплат в соответствии с положениями письма Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не учел различную природу «иных дополнительных» выплат и «средств материального стимулирования», то, что они регулируются различными нормами и источниками финансирования. Суд необоснованно сослался на письмо Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного, просили решение отменить, принять новое об отказе в иске. Из дополнений к апелляционной жалобе следует, что отсутствуют основания для взыскания процентов по ст. 236 ТК РФ, кроме того полагают, что требования истца о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку не представлено доказательств, что неверным расчетом выплат при увольнении ей причинены нравственные или физические страдания.
От истицы поступили возражения и дополнения к ним на апелляционную жалобу, в которых она просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе согласно сведениям, полученным с сайта «Почта России», об уважительной причине неявки суду не сообщили. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истица была принята на государственную гражданскую службу на должность государственного налогового инспектора контрольного отдела № Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, которая в настоящее время реорганизована в МИФНС России № по ПК.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должности государственной гражданской службы).
При увольнении ФИО1 были выплачены: сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 44 дней.
Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно части 2 и части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Пунктом 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В силу части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Как следует из представленных приказов Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю за ДД.ММ.ГГГГ г. были произведены выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, включенная в фонд оплаты труда, а также сумма материального стимулирования и единовременное поощрение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты.
Очевидно, что суммы материального стимулирования выплачивались истице в зависимости от показателей эффективности деятельности и качества выполнения должностных обязанностей в рамках бюджетного финансирования по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции ФНС России по <адрес>.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Ссылка ответчика, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят справочный характер и не имеет нормативной правовой силы, является неправомерным.
Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд первой инстанции обоснованно учел содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС № по <адрес> указывает на то, что судом не дана оценка правомерности расчета компенсационных выплат в соответствии с положениями письма Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих». Между тем данное письмо принято после возникновения спорных отношений и к правоотношениям сторон применяться не может.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а материальное стимулирование выплачено истице в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, суд обоснованно указал, что выплаченное в соответствии с названными выше приказами материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истицы для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований дать иную оценку указанным выводам не установлено.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, применению в данном случае не подлежит.
Доводы жалобы о том, что спорные выплаты не подлежат отнесению к «иным дополнительным» выплатам, установленным в статье 50 Федерального закона № 79-ФЗ, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд мотивировал возможность такого отнесения со ссылкой на анализ действующего нормативно-правового регулирования. Оснований оспаривать данные выводы суд апелляционной инстанции не имеет.
Установив, что в отношении истицы работодателем были совершены неправомерные действия по нарушению ее права на оплату выплат при увольнении в предусмотренных законом размерах и сроки, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность денежной компенсации морального вреда на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
При определении размера компенсации в полной мере учтены требования разумности и справедливости, приняты во внимание все обстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения.
Судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда и не находит оснований для его изменения. Не согласие ответчика с взысканием в пользу истца компенсации морального вреда со ссылкой на отсутствие факта причинения ему каких-либо нравственных и физических страданий основано на неверном понимании действующего законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с дополнениями к апелляционной жалобы о не согласии с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм, считает их основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Из смысла статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору.
Из обстоятельств дела следует, что между сторонами трудовых отношений существовал спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ей не были начислены. Данный спор разрешен при обращении истицы с настоящим иском, т.о. в действиях работодателя просрочка обязательств отсутствует. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере ... руб. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Никаких доводов о несогласии с решением в части взыскания судебных расходов, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю в пользу ФИО1 денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере ....
Вынести в этой части новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере ... рублей - оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Кавалеровского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи