Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 09.12.2019 |
Дата решения | 13.01.2020 |
Категория дела | Споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) |
Судья | Бичукова Илона Борисовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 425f271d-3d2c-3b0e-898f-32b47dc62c45 |
Судья Степанова Е.А. Дело № 33-13569/2019
25RS0029-01-2019-004685-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Завальной Т.Ю.
судей Бичуковой И.Б., Мельниковой О.Г.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 04.09.2019, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., возражения прокурора Уссурийского гарнизона – М. судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной в военном городке № 2 проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. Эти нарушения допускаются Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), с которым 26.09.2017 Министерством обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) заключен договор № З-УЖФ/ВВО-1 по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, принявшему по акту приема-передачи от 31.10.2017 № 71 указанный многоквартирный дом в управление для дальнейшего содержания и эксплуатации. Как следует из акта осеннего осмотра от 13.09.2018, проведенного ЖЭ(К)0 № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО), указанному многоквартирному дому требуется текущий ремонт. Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО) не выполняет свои обязательства по надлежащему обслуживанию и проведению ремонта в указанном ведомственном жилом доме, чем создается реальная угроза жизни и здоровью проживающих в жилых домах военнослужащих и членов их семей. Просил возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО) обязанность выполнить текущий ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а именно: восстановить разрушенную отмостку (180 кв.м), три балконных плиты, карнизы (парапеты) (40 кв.м), цоколь (60 кв.м), оштукатурить наружные стены, отремонтировать кирпичную кладку (40 кв.м), оштукатурить покрасить и побелить внутриподъездные стены (80 кв.м), восстановить пол в тамбурах (50 кв.м) двух лестничных маршей, заменить четыре подъездные деревянные двери на металлические, четыре окна на лестничных клетках, выполнить ремонт лестничных площадок.
Протокольным определением Уссурийского районного суда Приморского края от 31.07.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО РФ.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал. Пояснил, что определение вида ремонта правового значения не имеет, цель предъявления иска - проведение ремонта.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с иском не согласился. Сослался на основания, приведенные в письменном отзыве на иск, из которого следует, что принятие решения о проведении текущего ремонта является полномочием собственника жилищного фонда. В соответствии с подпунктом 71 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ. Постановлением Правительства РФ №1035 от 29.12.2008 МО РФ определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Приказом Министра обороны РФ № 860 от 30.12.2017 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ. Пункт 60 данного руководства указывает на то, что план текущего ремонта за все Вооруженные силы РФ формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ с последующим утверждением заместителем Министра обороны, отвечающим за материально-техническое снабжение в рамках лимитов бюджетных средств. Дополнительным соглашением к договору управления жилищным фондом утвержден «Перечень работ и услуг по управлению жилищным фондом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде», а также перечень коммунальных услуг, которые обязуется предоставлять управляющая организация в жилищном фонде в рамках договора, а также периодичность и сроки их выполнения (оказания). ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами не допускает нарушения норм в области содержания общего имущества многоквартирных домов. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ был составлен дефектный акт с указанием о необходимости проведения текущего ремонта и перечня необходимых работ. До настоящего времени от государственного заказчика, либо его уполномоченного представителя не поступало никаких распоряжений, и, как следствие, собственником не принято решение о проведении текущего либо капитального ремонта. Следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не может выполнять действия, направленные на проведение текущего ремонта.
Представитель МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.
Постановленным решением суда на МО РФ возложена обязанность произвести ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а именно: восстановить разрушенную отмостку (180 кв.м), три балконных плиты, карнизы (парапеты) (40 кв.м), цоколь (60 кв.м), оштукатурить наружные стены, отремонтировать кирпичную кладку (40 кв.м), оштукатурить покрасить и побелить внутриподъездные стены (80 кв.м), восстановить пол в тамбурах (50 кв.м) двух лестничных маршей, заменить четыре подъездные деревянные двери, четыре окна на лестничных клетках, выполнить ремонт лестничных площадок.
В поданной не решение суда апелляционной жалобе МО РФ просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования военного прокурора к МО РФ оставить без удовлетворения. Полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к ошибочному выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не наделено полномочиями самостоятельно принимать решения о проведении текущего ремонта многоквартирного дома.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, военный прокурор Уссурийского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МО РФ – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приказом Минобороны России от 02.03.2017№ 155 в интересах Вооруженных сил Российской Федерации с целью содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Согласно п. 2 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений № 607 от 03.03.2017, учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет МО РФ. Учреждение находится в ведомственном подчинении МО РФ.
Пунктами 13, 14 данного Устава предусмотрено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.
В соответствии с п. 10 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО), утвержденного 04.05.2017 начальником ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение осуществляет следующие виды работ: производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; доведение ее до питьевого качества и распределения потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод и отходов; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод; производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя; гидроизоляционные, штукатурные, столярные, плотнические, малярные, стекольные и прочие отделочные и завершающие работы.
26.09.2017 между МО РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ заключен договор № З-УЖФ/ВВО-1 по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ.
Согласно п. 2.1 данного договора, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязалось выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества переданного жилищного фонда, в том числе многоквартирного дома, расположенного в военном городке № 2 по адресу: <адрес>
Многоквартирный дом по указанному адресу передан ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по акту приема-передачи № 71 от 31.10.2017.
Установив в ходе судебного разбирательства, что указанное здание (1940 года постройки) нуждается в проведении ремонта, надлежащих мер к проведению которого собственником не принимается, что влечет нарушение жилищных и иных прав неопределенного круга граждан, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, возложив обязанность по проведению капитального ремонта на МО РФ, как собственника многоквартирного дома.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их законными и обоснованными.
Необходимость проведения капитального ремонта жилого дома подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, в том числе: актом осеннего осмотра сотрудниками ЖЭ(КО) № 5, актом осмотра жилого дома ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ совместно с заместителем военного прокурора Уссурийского гарнизона, актом приема-передачи многоквартирного дома на обслуживание в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ремонт обязано выполнять ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ несостоятелен, так как передача в 2018 году жилого дома на обслуживание и содержание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не освобождает собственника данного здания от обязанностей по его содержанию и не свидетельствует о том, что к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ перешли, в том числе и обязательства по капитальному ремонту дома, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества.
Субъект, которому на праве оперативного управления предоставлено имущество воинского учреждения, согласно ст. 296 ГК РФ, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Между тем, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с п. 14 Положения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, к основным видам деятельности данного юридического лица не относится. Уставом учреждения такая деятельность также не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не содержат обстоятельств, которые не являлись бы предметом исследования суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 04.09.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи