Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 25.02.2020 |
Дата решения | 18.03.2020 |
Категория дела | О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь |
Судья | Крайникова Татьяна Васильевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 92fb40e1-dd8c-314d-8e9a-58c8c0d131b0 |
Судья Седякина И.В. Дело № 33-2465/2020
25RS0002-01-2019-006196-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ18 марта 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе председательствующего судьи Крайниковой Т.В.,
судей: Шароглазовой О.Н, Марченко О.С.
при секретаре Кокориной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае (далее Росимущество) в интересах Российской Федерации о признании движимых вещей бесхозяйными, с участием заинтересованных лиц - Находкинской таможни и ООО «Велес»
по апелляционной жалобе Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2019 года, которым в удовлетворении заявления отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., объяснения представителей Росимущества Герасимова Д.Г. и Богомолова А.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя Находкинской таможни Муравьевой В.В., судебная коллегия
установила:Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с заявлением, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае поступило уведомление Находкинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № № о задержанных товарах в рамках главы 21 Таможенного кодекса Таможенного союза. Установлено, что 14.07.2017 должностным лицом таможенного органа Отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Находка на основании пункта 4 статьи 185 Таможенного кодекса Таможенного союза был составлен протокол № № о задержании приборов освещения и визуальной сигнализации новых, для ремонта и техобслуживания автомобилей фары задние: модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № в количестве 4 (четыре) штуки, модель № в количестве 2 (две) штуки, модель № в количестве 2 (две) штуки, приборы освещения и визуальной сигнализации новые, для ремонта и техобслуживания автомобилей дополнительные фонари (отражатели) в бампер для транспортных средств: модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № в количестве 20 штук. Данные внесены в протокол, согласно акту приёма-передачи товаров от 14.07.2017 и постановления Находкинского городского суда от 21.04.2017 №5-464/17 по делу об АП №№. В соответствии с составленным протоколом срок хранения задержанных товаров определён до 14.08.2017. В соответствии с составленным протоколом срок хранения задержанных товаров истек 16.11.2017, за имуществом никто не обратился. Просил признать бесхозяйными указанные выше движимые вещи, находящиеся на ответственном хранении на складе ООО «...» (г<адрес>), а также признать на них право собственности Российской Федерации.
Представитель заявителя - ТУ ФАУГИ в Приморском крае в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Представитель заинтересованного лица - Находкинская таможня возражал, поскольку задержанные товар нельзя признавать бесхозяйным, нарушается порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации задержанных товаров.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилось ТУ ФАУГИ в Приморском крае, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пролагает решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что факт задержания указанных выше товаров подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от 14.07.017 года, составленным таможенным органом актом приема-передачи задержанных товаров на хранение, постановлением о назначении административного наказания от 21.04.2017 года.
В соответствии с протоколом о задержании срок хранения задержанных товаров определен до 14.08.2017 г. В указанный срок за имуществом никто не обратился.
В целях обнаружения собственника задержанных товаров грузополучателю ООО «Велес» (<адрес>) были направлены уведомления о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров и акт об истечении сроков хранения задержанных товаров, с указанием, что в случае невостребования данных товаров по истечению указанного срока товары подлежат реализации, уничтожению или иному использованию в соответствии со статьей 382 Таможенного кодекса ЕАЭС.
До настоящего времени ответы на обращения не получены, собственник задержанных товаров не установлен.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо ООО« Велес» ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, позицию по данному вопросу не выразило.
Иные лица, оспаривающие права заявителя на задержанные товары, не установлены.
В связи с указанным, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств, свидетельствующих об отказе лица от движимой вещи, противоречит материалам гражданского дела.
Согласно статей 293 Гражданского кодекса РФ, статьи 186 Федерального закона «О таможенном регулировании», при истечении сроков временного хранения вещей на складе временного хранения, это имущество может быть признано бесхозяйным и обращено в федеральную собственность.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии со статьями 381, 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) задержанный товар подлежит возврату декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса, подлежат реализации.
Статьей 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что невостребованные задержанные товары подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 настоящего Федерального закона (п.12).
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой порядок не определен.
В соответствии со статьей 6 ГК РФ следует применить гражданское законодательство по аналогии и исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 5.5 (2).3 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
То есть Росимущество, как уполномоченный орган на реализацию товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, вправе распорядиться ими на основе норм гражданского законодательства.
В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В силу статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Товар поступил во владение Росимущества, после того как выяснилось, что собственник имущества не установлен.
При таких обстоятельствах заявление о признании брошенных движимых вещей бесхозяйными, подлежало удовлетворению.
Довод представителя Находкинской таможни о том, что при отсутствии возможности реализации задержанного товара, он подлежал уничтожению или переработке (утилизации), не может быть принят во внимание при рассмотрении настоящего заявления.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
По утвержденному Правительством РФ положению обращенное в собственность государства имущество передается Росимуществу, которое осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами переработки (утилизации), уничтожения, реализации (п.п. 1, 4,11). Решение в отношении имущества, обращенного в собственность, принимает комиссия.
При этом реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки).
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости.
Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в органах Федерального казначейства.
Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
То есть в соответствии с указанным нормативным правовым актом при наличии законных оснований для признания имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства предусматривается его использование по прямому назначению, переоценка и зачисление полученных средств в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить: Признать бесхозяйными движимыми вещами: приборы освещения и визуальной сигнализации новые для ремонта и техобслуживания автомобилей фары задние: модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № в количестве 4 (четыре) штуки, модель № в количестве 2 (две) штуки, модель № R в количестве 2 (две) штуки, приборы освещения и визуальной сигнализации новые, для ремонта и техобслуживания автомобилей дополнительные фонари (отражатели) в бампер для транспортных средств: модель № в количестве 20 (двадцать) штук, модель № R в количестве 20 штук и признать на них право собственности Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи