Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 02.03.2015 |
Дата решения | 23.03.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f59a44d7-c9d4-3fca-b8c5-b2e09ab28d92 |
Судья Пономаренко С.М. Дело № 33-2356
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2015 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Соловьевой О.В., Бичуковой И.Б.
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе ответчика департамента финансов Приморского края на решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения прокурора Нагайцевой Э.Е., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:прокурор [СКРЫТО] района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности, указав, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в области образования прокуратурой [СКРЫТО] района установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной администрацией МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района, библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью. Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства. Просил возложить обязанность: на МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на департамент образования и науки Приморского края обеспечить МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района денежными средствами для указанной цели в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на департамент финансов Приморского края выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация [СКРЫТО] муниципального района.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района в письменном отзыве с иском не согласился, ссылаясь на то, что предъявление таких требований может возникнуть лишь в течение 2, 3 месяцев с момента поступления денежных средств на лицевой, расчётный счёт ГРБС (МКУ «УО» ПМР).
Представитель департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с требованиями не согласился, указал на то, что департамент свои обязательства по доведению лимитов денежных средств выполнил в полном объёме. В удовлетворении иска просил отказать.
Представитель департамента финансов Приморского края в суд не явился, в письменном отзыве с иском не согласился, ссылаясь на то, что главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является департамент образования и науки Приморского края и может самостоятельно осуществлять планирование субвенций. Без заявки главного распорядителя средств краевого бюджета в кассовый план у департамента финансов Приморского края нет оснований для финансирования. Указал на наличие в Партизанском муниципальном районе неиспользованных остатков средств субвенции.
Представитель заинтересованного лица администрации [СКРЫТО] муниципального района в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями согласился.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района, департамента финансов Приморского края, департамента образования и науки Приморского края, заинтересованного лица заинтересованного лица администрации [СКРЫТО] муниципального района.
Судом постановлено решение, которым на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент финансов Приморского края возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласился ответчик департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, в силу статьи 18 Закона, в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края № 171-па от 3 июля 2009 года.
Установив на основании исследованных доказательств факт неполной обеспеченности учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка [СКРЫТО] муниципального района бесплатной учебной литературой, суд обоснованно, исходя из вышеприведённых положений закона, возложил на общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями, а на департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию данного учебного учреждения с целью обеспечения полной укомплектованности.
Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к департаменту финансов Приморского края, возложив на него обязанность по выделению денежных средств, необходимых департаменту науки и образования Приморского края для обеспечения ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий в Приморском крае должна быть возложена на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края № 32-па от 31 января 2006 года, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Таким образом, возложение судом обязанности на департамент финансов Приморского края по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, признаётся судом апелляционной инстанции обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края № 334-КЗ от 19 декабря 2013 года «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», которые не оспорены заинтересованными лицами, не принимается во внимание судебной коллегией, так как осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами финансирование, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Указание в жалобе на нерациональное использование выделяемых образовательным учреждениям средств является необоснованным, поскольку доказательств в подтверждение названного довода ответчик в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации суду не представил.
Несостоятельным признаётся и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счёт местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено определение нормативов согласно пункту 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счёт местного бюджета.
Несоблюдение Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края № 4-па от 14 января 2014 года, правильных выводов суда не опровергают, в связи с чем не влекут отмену постановленного по делу решения.
Изучив изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчика департамента финансов Приморского края, другим образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения. Оснований для отмены решения в соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение [СКРЫТО] районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи