Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 01.02.2022 |
Дата решения | 21.06.2022 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Шульга Светлана Викторовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4b6bb8d0-15ab-33e0-a6e6-6d8101f63573 |
Судья Синицын К.В. Дело № (№)
25RS0№-39
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.06.2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 июня 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Рябенко Е.М., Храмцовой Л.П.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного [СКРЫТО] Владивостокского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании сумм, по апелляционной жалобе ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены. Взыскано с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 задолженность по оплате труда в размере 40810, 74 рублей.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., возражения военного [СКРЫТО] ФИО6, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:военный [СКРЫТО] Владивостокского гарнизона обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с иском, в обоснование требований указав, что ФИО1 является ... ..., находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по ПК»). Министерством обороны Российской Федерации функции по фактическому начислению заработной платы и других выплат гражданскому персоналу экипажей судов переданы от работодателя (командира войсковой части) к ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», которым, несмотря на издание командиром части как работодателем, соответствующих приказов о начислении денежных средств за работу в ночное время, такие выплаты производятся не в полном размере в нарушение требований трудового законодательства. Так, период работы ФИО1 с июня 2020 года по апрель 2021 года в ночное время оплачен ответчиком в рабочие дни в размере 135 % оклада, однако компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100 % оклада. Кроме того, работа ночью в этот же период в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235 % оклада, из которых 35 % без компенсационных и стимулирующих надбавок. Недоначисленная таким образом оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате заработной платой составила 40 810,74 рублей. Просил взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в пользу ФИО1 оплату труда с июня 2020 года по апрель 2021 года в размере 40 810,74 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец, представитель ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представить ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В суде апелляционной инстанции [СКРЫТО] возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Представители ФКУ «УФО МО РФ по ПК», 696 ОСОФ, МО РФ, в суд апелляционной инстанции не явились.
ФКУ «УФО МО РФ по ПК», Министерство обороны Российской Федерации представили возражения, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте <адрес>вого суда.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, выразившимися в неразрешении вопроса о привлечении к участию в деле в качестве соответчика 696 ОСОФ, осуществляющей полномочия работодателя в отношении ФИО1, судебная коллегия на основании протокольного определения перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Поскольку 696 Отряд судов обеспечения флота (Войсковая часть 44751) не является юридическим лицом, входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и является его обособленным подразделением, однако Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также не было привлечено, суд апелляционной инстанции в качестве соответчиков к участию в деле привлек 696 Отряд судов обеспечения Флота и Министерство Обороны Российской Федерации (протокольное определение от ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, учитывая существенные нарушения судом норм процессуального права, решение в этом случае подлежит безусловной отмене (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
Рассматривая дело по существу заявленных исковых требований по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Нормами ТК РФ работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. ст. 146-149 ТК РФ), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 152-154 ТК РФ).
Частью 1 ст. 349 ТК РФ определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами.
Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлена приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ № гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера:
выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. п. 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения);
выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. п. 11 и 12 настоящего приложения);
выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (п. п. 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения);
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п. п. 18 - 20 настоящего приложения).
Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 3 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 17 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций (за исключением специалистов и рабочих хлебозаводов и хлебопекарен) за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Аналогичные положения содержатся в п. 6.6.3 Коллективного договора войсковой части 44751 (696 ОСОФ) на 2018-2021.
Из материалов дела следует, что ФИО1 работает ... по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с войсковой частью 44751 в лице начальника 696 ОСОФ (условное наименование «войсковая часть 44751 аннулировано в 2019 г.) и дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 11-14).
696 ОСОФ состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управления финансового обеспечения по <адрес>» в соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ДСП.
На основании приказов начальника 696 ОСОФ, ФИО1 установлена надбавка компенсационного характера за работу в ночное время в размере 35% от оклада. Приказами начальника 696 ОСОФ и табелями учета рабочего времени, подтверждается работа истца в ночное время. Истцом отработано в 2020 году: в июне - 48 час, в июле - 32 час, в августе - 60 час, в сентябре - 80 час., в октябре - 62 час, в ноябре - 54 час, в декабре - 56 час; в 2021 году: в феврале - 10 час, в марте - 42 час, в апреле - 32 час.
В соответствии с Приложением № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ № заработная плата истца состоит из должностного оклада, установленного трудовым договором, а также компенсационных и стимулирующих выплат, а именно: доплата за работу в ночное время - 35% (п. 17); морская надбавка - 100 % (пп.7 п. 57); выплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); районный коэффициент - 30% (приложение № к приложению №); надбавка за работу в <адрес>х Дальнего Востока - 30% (постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №); надбавка за выслугу лет - 40% (п. 26); ежемесячная премия-25% (п. 38).
Обращаясь в суд с настоящим иском, [СКРЫТО] указывает, что истец с июня 2020 по апрель 2021 привлекался к работе в ночное время, при этом оплата труда в спорный период произведена ФКУ «УФО МО РФ по ПК» не в полном размере. Период работы в ночное время оплачен в размере 135 %, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок, работа ночью в выходные и праздничные дни за тот же период оплачена в размере 235%, из которых 35 % без компенсационных и стимулирующих выплат. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других», и полагает, что при оплате труда за работу в ночное время должны входить все предусмотренные для работника системой оплаты труда выплаты.
Проверяя доводы и возражения сторон, судебной коллегией установлено.
Оплата труда за работу в ночное время гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации установлена за каждый час работы в ночное время в соответствии с приказом Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 154 ТК РФ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время».
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами.
Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты, при этом в системе оплаты труда не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на компенсационные выплаты за работу в ночное время.
Размер заработной платы истца в спорный период определен исходя из установленного повышенного должностного оклада в ряде месяцев за работу с вредными условиями труда на 12%, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка - 100%, надбавка за выслугу лет - 40%), включая компенсационную выплату в размере 35% за отработанные часы в ночное время, что соответствует требованиям п. 17 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 6.6.3 Коллективного договора войсковой части 44751 (696 ОСОФ) на 2018-2021 гг.
Поскольку в данном случае ни трудовым договором, ни коллективным договором не предусмотрено начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера на доплату, установленную за работу в ночное время, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных [СКРЫТО] требований о взыскании в пользу ФИО1 доплаты за работу в ночное время в размере 40810 руб. 74 коп.
Ссылки на Постановление Конституционного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ №-П не могут быть приняты во внимание, поскольку положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время предметом правовой оценки в данном постановлении не являлись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного [СКРЫТО] Владивостокского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», 696 ОСОФ, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании сумм - отказать.
Председательствующий Судьи