Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 16.10.2019 |
Дата решения | 05.11.2019 |
Категория дела | Прочие из пенсионного законодательства |
Судья | Александрова Марина Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 27a556ec-4ab2-3876-92ab-00402e6295fa |
Судья ФИО3 Дело № 33-11779
25RS0024-01-2018-001002-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2019 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего ФИО8,
судей ФИО9
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии со дня обращения, по апелляционной жалобе ответчика на решение Партизанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Суд признал решение ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ФИО1 незаконным и включил в специальный страховой стаж ФИО1 работу в должности врача акушера-гинеколога родильного отделения Семейной врачебной амбулатории № в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначил пенсию ФИО1 с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также вынесено дополнительное решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым признал решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, -незаконным. Включил в специальный трудовой стаж ФИО1 дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения в сельской местности: периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 4 месяца 28 дней.
Заслушав доклад судьи ФИО8, пояснения ФИО1, ее представителя - ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа. Считает, решение незаконным, поскольку из специального страхового стажа необоснованно исключены периоды ее работы в должности врача акушера-гинеколога Семейной врачебной амбулатории № коммунального государственного казенного предприятия «Шемонаихинская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 06 мес. 13 дн.) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства 4 мес.28 дн. (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просила признать решение об отказе в назначении досрочно страховой пенсии незаконным и назначить пенсию со дня обращения.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, дополнительно пояснил, что отказывая во включении в специальный стаж периодов работы в должности врача акушера-гинеколога <адрес>ной больницы Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> не учло действующее гражданское законодательство Республики Казахстан, определяющее виды и формы юридических лиц: Гражданский кодекс (Закон от 16.01.1996 г № 32-1), «О государственном имуществе» (Закон от 01.03.2011 г. № 413-IV). В частности, ст. 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан, предусматривает, что казенные предприятия создаются для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, социальной защиты, науки и культуры. С учетом частей 1 и 2 статьи 104 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Закон от 16.07.1996 г. № 32-1) казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления. Согласно статье 2 Закона Республики Казахстана от 01.03.2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе» государственное имущество подразделяется на республиканское и коммунальное имущество, а с учетом положения части 3 подпункта 2 указанной статьи к коммунальному относится имущество, закрепленное за коммунальным юридическим лицом. Согласно части 1 ст. 34 Гражданского кодекса Республики Казахстана юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение доходов в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация). Юридическое лицо коммерческой организацией может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества производственного кооператива (статья 2). Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме (статья 3). Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащейся только за счет государственного бюджета, может быть создано только в форме государственного учреждения ( статья 3.1). Таким образом, анализ вышеприведенного гражданского законодательства Республики Казахстан позволяет прийти к суждению, что деятельность Шемонаихинской центральной районной больницы основана на коммунальном государственном имуществе, переданном в оперативное управление и создано для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения. Коммунальное государственное казенное предприятие «Шемонаихинская ЦРБ» занимается оказанием медицинской и лечебной помощи населению. Полагает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера -гинеколога родильного отделения Семейной врачебной амбулатории № в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» подлежит включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика с иском не согласился, считает оспариваемое истцом решение законным и соответствующим требования закона. Период работы истицы в должности врача акушера-гинеколога родительного отделения СВА № в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихимическая ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку в указанный период истец работала в учреждении не поименованном Списками, дающими право на льготное пенсионное обеспечение. Кроме того, период работы истца после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, подлежат включению в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Каких-либо документов в Управление истцом не предоставлялось. Спорные периоды повышения квалификации и переквалификации в специальный трудовой стаж не могут быть включены, так как работодатель отчисляет страховые взносы в эти периоды на общих условиях, то есть без указания на дополнительные условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить указанное решение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, считает, что судом неправильно определены обстоятельств, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела на том основании, что с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в <адрес>», отменивший институт льготной (досрочной) пенсии отдельным категориям граждан, и пенсии стали назначаться по достижении соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях. При этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
С ДД.ММ.ГГГГ досрочная пенсия в Российской Федерации назначается при условии уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам работодателями-страхователями, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и в пункте 1 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с чем по законодательству Российской Федерации период работы, осуществляемые гражданами в государствах-участниках соглашений, в которых институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда был отменен, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочной пенсии в этих государствах. В случае, если в этих государствах-участниках соглашений продолжает действовать институт досрочных пенсий, то периоды такой работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30-31 ФЗ № 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости, при обязательном подтверждении компетентными органами государств- участник соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств).
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ГУ- УПФ РФ по <адрес> не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Представитель ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
В соответствии с подп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее Список №);
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее Список №).
Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» (далее по тексту - Списки должностей) и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее по тексту - Правила исчисления). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с разделом «Наименование должностей» (по профилю лечебной деятельности) указанных Списков должностей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков»), в разделе «наименование учреждений» указаны больницы.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что исходя из п. 6 Правил исчисления, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 Правил исчисления).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по ст. 30 п.1 пп.20 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого количества специального стажа.
Истцом оспаривается решение в части исключения из специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом акушером-гинекологом родильного отделения СВА № в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» Республики Казахстан по тем основаниям, что в наименовании работодателя не указано что это учреждение, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено Правилами от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из трудовой книжки следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала на территории Республики Казахстан в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» в должности врача акушера-гинеколога родильного отделения Семейной врачебной амбулатории № <адрес> Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечении» (далее по тексту - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», на которое в обоснование своих выводов сослался суд первой инстанции, утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Поскольку из материалов дела следует, что больница, в которой работала истица фактически относится к государственному учреждению здравоохранения, а наименование больница и должность врача предусмотрена Списками, дающими право на получение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции обосновано пришёл к выводу о включении спорного периода в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся периода работы истца в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку суд разрешил спор в этой части в соответствии с нормами закона и фактическими обстоятельствами дела с учётом позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в соответствии с которой соблюдение принципа равенства в сфере пенсионного обеспечения означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Кроме того, судебная коллегия также соглашается с выводами суда о неправомерном исключении ответчиком из специального стажа истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 4 месяца 28 дней, ввиду того, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении - работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истица находилась на курсах повышения квалификации в период ее работы врачом акушером-гинекологом в акушерском отделении МУЗ «Партизанская центральная районная больница», которые засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
С учётом включения спорных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии у истца имелся необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поэтому суд обосновано обязал ответчик назначить истице пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Толкование действующих норм, как позволяющих не включать спорный период работы в страховой стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение страховой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи