Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 02.03.2020 |
Дата решения | 20.04.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 7.32.5 ч.1 |
Судья | Фаленчи Андрей Владимирович |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | ecd34518-c845-37e1-bd6e-de07e660160c |
Судья Клемешева Н.С. Дело № 7-21-236/2020
РЕШЕНИЕ
20 апреля 2020 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Кавалеровского района Ляпиной И.А. и главного консультанта отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края Нигириш Т.Д. на решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 14 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющей обязанности главного врача КГБУЗ «КГБУЗ» Ч,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края Нигириш Т.Д. № от 11 июля 2019 года должностное лицо – и.о. главного врача КГБУЗ «КГБУЗ» Ч признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа размере 30000 рублей.
Решением судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 14 января 2020 года данное постановление отменено и производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В протесте, поданном в Приморский краевой суд, заместитель прокурора района Кавалеровского района Ляпина И.А. просит решение судьи отменить, а дело об административном правонарушении в отношении Ч направить в тот же суд на новое рассмотрение, полагая выводы судьи о недоказанности вины Ч во вменяемом ей правонарушении необоснованными.
В жалобе главный консультант отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края Нигириш Т.Д. также ставит вопрос об отмене решения судьи и направлении дела на новое рассмотрение, обращая внимание на то, что представленные при рассмотрении дела доказательства позволяли прийти к выводу о виновности Ч в совершении правонарушения.
В судебное заседание Ч и её защитник, а также представитель административного органа не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав заключение прокурора Шиш Н.С., поддержавшей доводы протеста и предлагавшей отменить решение судьи с направлением жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на новое рассмотрение, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного судьей решения.
Ответственность по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 этого же Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из материалов дела следует, что в период апрель-май 2019 года КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» (далее – Учреждение) допускались нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в части срока оплаты товаров, работ, услуг по заключенным контрактам.
Так, по контракту № от 12.11.2018, заключенному между Учреждением и КГУП на поставку тепловой энергии и горячей воды, не оплачены в установленный контрактом срок счета-фактуры от 31.03.2019 и от 30.04.2019 (со сроком оплаты по 15.04.2019 и 15.05.2019 соответственно), на общую сумму ... рубля.
По контракту №, заключенному между Учреждением и КГУП на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, не оплачены в установленный контрактом срок счета-фактуры от 31.03.2019 и от 30.04.2019 (со сроком оплаты по 10.04.2019 и 10.05.2019 соответственно), на общую сумму ... рубля.
Аналогичные нарушения сроков оплаты допущены по контрактам: № от 29.12.2018, заключенному с ПАО на поставку электрической энергии (счет-фактура от 31.03.2019 на сумму ... со сроком оплаты по 20.04.2019); № от 08.04.2019, заключенному с ИПБ на оказание услуг по вывозу и уничтожению опасных медицинских отходов класса «Б» (счет-фактура от 09.04.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 30.04.2019); № от 28.01.2019, заключенному с ИПК на поставку расходного материала (счета-фактуры от 13.03.2019, 14.03.2019, 15.03.2019, 29.03.2019, 05.04.2019, 12.04.2019, 16.04.2019 со сроками оплаты с 15.04.2019 по 17.05.2019 на общую сумму ... рублей); № от 25.08.2018, заключенному с ИПК на поставку медицинского расходного материала (счета-фактуры от 29.03.2019 и 12.04.2019 со сроком оплаты по 29.04.2019 и 13.05.2019 соответственно на общую сумму ... рубля); № от 16.10.2018 заключенному с ИПК на поставку медицинского расходного материала (счета-фактуры от 13.03.2019, 14.03.2019, 29.03.2019, 12.04.2019 со сроком оплаты с 15.04.2019 по 13.05.2019 на общую сумму ... рублей); № от 16.04.2019, заключенному с ООО Д на поставку овощей (счет-фактура от 18.04.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 16.05.2019); № от 21.12.2018, заключенному с ООО Р на поставку расходного материала для лаборатории (счета-фактуры от 06.03.2019, 20.03.2019 и 03.04.2019 со сроком оплаты с 08.04.2019 по 06.05.2019 на общую сумму ... рублей); № от 03.04.2018, заключенному с ООО Р» на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования (счет-фактура от 29.03.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 29.04.2019); № от 28.03.2019, заключенному с ООО Т на поставку дезинфицирующих средств (счета-фактуры от 02.04.2019 и 15.04.2019 со сроком оплаты по 06.05.2019 и 16.05.2019 соответственно на общую сумму ... рублей); № от 06.12.2018, заключенному с ООО В на поставку расходного материала для лаборатории (счета-фактуры от 06.03.2019, 20.03.2019, 03.04.2019, 10.04.2019 со сроком оплаты с 08.04.2019 по 13.05.2019 на общую сумму ... рублей); № от 24.01.2019, заключенному с ИП О на поставку кисломолочных продуктов (счета-фактуры от 31.03.2019 со сроком оплаты по 19.04.2019 на общую сумму ... рублей); № от 23.01.2019, заключенному с ИП К на поставку мяса (счета-фактуры от 15.03.2019, 20.03.2019 и 29.03.2019 со сроком оплаты с 05.04.2019 по 19.04.2019 на общую сумму ... рубля); № от 23.01.2019, заключенному с ИП К на поставку крупы (счета-фактуры от 25.03.2019 и 28.03.2019 со сроком оплаты по 15.04.2019 и 18.04.2019 соответственно на общую сумму ... рубля); № от 26.03.2019, заключенному с ООО М на поставку препаратов для лечения онкологических заболеваний (счет-фактура от 22.04.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 23.05.2019); № от 02.04.2019, заключенному с ООО С на поставку препаратов противовоспалительных и противоревматических (счет-фактура от 16.04.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 27.05.2019); № от 11.01.2019, заключенному с ООО У на приобретение и отпуск горюче-смазочных материалов (счет-фактура от 30.04.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 13.05.2019); № от 12.04.2018, заключенному с ООО С на техническое обслуживание и ремонт лифтов (счет от 29.03.2019 на сумму ... рублей со сроком оплаты по 10.04.2019).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения исполняющей обязанности главного врача КГБУЗ Ч к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу, судья Кавалеровского районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении. В частности судья сослался на отсутствие в материалах дела подтверждения тому, что именно Ч является должностным лицом, на которое в КГБУЗ возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
С таким выводом судьи не могу согласиться, учитывая, что из факт назначения Ч с 6 апреля 2019 года исполняющей обязанностей главного врача КГБУЗ подтверждается приказом администрации Приморского края от 5 апреля 2019 года № 111-рл.
Отнесение лица, занимающего данную должность, к категории должностных лиц, подтверждается содержанием раздела 5 устава КГБУЗ, согласно которому главный врач является единоличным исполнительным органом Учреждения (пункт 5.1), действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий (пункт 5.5), осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения (пункт 5.3), действует от имени Учреждения без доверенности (пункт 5.4), несет персональную ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности в Учреждении (пункт 5.8).
Таким образом, Ч соответствует понятию должностного лица, предусмотренному примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако указанное обстоятельство не является основанием для отмены вынесенного судьей решения, учитывая, что содержащийся в решении вывод об отсутствии у Ч реальной возможности для выполнения требований контрактов в части своевременной оплаты товаров (работ, услуг), является правильным.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По смыслу закона, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности только в случае, когда у него имелась объективная возможность выполнить эти обязанности в установленные сроки, однако оно не предприняло всех, установленных законом, мер для их исполнения.
Исполнение обязанностей главного врача КГБУЗ возложено на Ч приказом администрации Приморского края от 5 апреля 2019 года №-рл с 6 апреля 2019 года до назначения главного врача на постоянной основе. Соответственно единоличным исполнительным органом указанного Учреждения, отвечающим за его финансово-хозяйственную деятельность, в том числе за исполнение взятых Учреждением финансовых обязательств, Ч является только с указанной даты.
Как следует из представленных защитником Сведений о дебиторской и кредиторской задолженности КГБУЗ за период с 1 апреля по 31 декабря 2019 года, на момент назначения Ч исполняющей обязанности главного врача Учреждения у этой организации уже имелась кредиторская задолженность (по состоянию на 1 апреля 2019 года) в размере ... рублей, в том числе просроченная задолженность более ... рублей.
В соответствии с Уставом КГБУЗ является бюджетным учреждением, при этом его финансирование за счет субсидий из бюджета Приморского края осуществляется только для финансового обеспечения выполнения Учреждением государственного задания (пункты 3.9, 3.10 Устава). Основным источником финансовых средств КГБУЗ являются средства, поступающие из системы обязательного медицинского страхования.
Согласно письму министерства здравоохранения Приморского края от 14 января 2020 года №, доходы КГБУЗ за апрель-май 2019 года составили ... рублей, при расходах Учреждения за тот же период ... рублей.
Таким образом, с учетом динамики финансовых поступлений, КГБУЗ и Ч как руководитель этого Учреждения не имели возможности в апреле-мае 2019 года погасить кредиторскую задолженность, сформировавшуюся до назначения Ч исполняющей обязанности главного врача, а также своевременно исполнить текущие обязательства по оплате товаров (работ, услуг), в том числе указанные в постановлении по делу об административном правонарушении.
При этом, за период работы Ч в качестве исполняющей обязанности главного врача КГБУЗ по итогам 2019 года (по состоянию на 1 января 2020 года) кредиторская задолженность указанного Учреждения снизилась до ... рублей, в том числе просроченная задолженность до ... рублей. Снижение кредиторской задолженности за указанный период составило более .... рублей, а просроченной задолженности более ... рублей соответственно.
Оснований полагать, что Ч имела возможность погасить кредиторскую задолженность в большем объеме, однако не предприняла для этого необходимых мер, материалы дела не содержат. Вывод об отсутствии у Ч такой возможности содержится и в вышеназванном письме министерства здравоохранения Приморского края, осуществляющего мониторинг кредиторской задолженности подведомственных учреждений.
Доводы о том, что положения частей 13, 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе направлены на предотвращение случаев заключения заказчиками государственных (муниципальных) контрактов, исполнение обязательств по которым не обеспечено финансовыми средствами, в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание.
Практически все государственные контракты, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, по которым допущена несвоевременная оплата, были заключены до назначения Ч на должность и.о. главного врача КГБУЗ, также до её назначения была осуществлена поставка большей части товаров, нарушение срока оплаты которых вменено ей по рассматриваемому делу. Соответственно Ч не имела возможности отказаться от заключения соответствующих контрактов. Кроме того, обязанность Учреждения по заключению государственных контрактов в пределах соответствующего финансирования следует оценивать во взаимосвязи с обязанностью по выполнению возложенных на это Учреждение задач по оказанию медицинской помощи населению.
Не содержат правовых оснований для переоценки сделанных судьей выводов и доводы о том, что Учреждение могло оплатить текущую задолженность, образовавшуюся в апреле-мае 2019 года, а просроченную кредиторскую задолженность погашать при поступлении дополнительных средств.
Установленный частью 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, направлен на обеспечение финансовой дисциплины при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формирование доверия контрагентов к государственным (муниципальным) заказчикам, а также недопущение на субъектов предпринимательской деятельности финансового бремени по исполнению государственных и муниципальных полномочий. Между тем исполнение Учреждением текущих финансовых обязательств в ущерб обязательствам по уже просроченной кредиторской задолженности не будет способствовать достижению этих целей, напротив, может повлечь отказ контрагентов от заключения новых контрактов и взыскание просроченной задолженности в судебном порядке, также оно не приведет и к снижению общего размера кредиторской задолженности.
Одной лишь возможности предвидеть наступление негативных последствий своих действий (бездействия) недостаточно для привлечения должностного лица к административной ответственности при отсутствии у него возможности выполнить возложенные обязанности.
Соответствующие выводы судьи районного суда об отсутствии вины Ч в нарушении сроков оплаты следует признать обоснованными, в связи с чем оснований для удовлетворения протеста и отмены решения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 14 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главного врача КГБУЗ Ч оставить без изменения, протест и жалобу – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи