Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Приморский краевой суд (Приморский край) |
Дата поступления | 11.09.2018 |
Дата решения | 10.10.2018 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 19.6.1 ч.2 |
Судья | Тымченко Александр Михайлович |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | bfecf310-c95f-3742-bee8-88f42aeac373 |
Судья Волкова С.Ю. Дело № 7-12-510/18
РЕШЕНИЕ
10 октября 2018 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по надзору на море по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Переверзева ... на постановление судьи Хасанского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
основанием для возбуждения Генеральной прокуратурой Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица Переверзева С.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось проведение выездного мероприятия без издания соответствующего распоряжения руководителя Управления о проведении выездной внеплановой проверки.
Постановлением судьи Хасанского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник отдела по надзору на море по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Переверзев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Переверзев С.А. подал жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит указанное постановление отменить, как незаконное, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав объяснения Переверзева С.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Приморского края Бекетовой В.А., считаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.
Ответственность по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определено, что мероприятие по контролю, в числе прочего, действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий (пункт 5); проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6).
В силу пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления (часть 1).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в подпункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).
Как следует из материалов дела, прокурором отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе ФИО4 в рамках исполнения задания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от ДД.ММ.ГГГГ №, телеграммы заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Малиновского В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, задания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора исполнения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о лицензировании отдельных видов деятельности, об экологической экспертизе, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), о порядке рассмотрения обращений граждан, административного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 13 часов 30 минут по 14 часов 30 минут, в рамках осуществления государственного экологического надзора на основании приказа руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Тюменева А.А. от 21 сентября 2017 года № 388 «Об утверждении планового (рейдового) задания» должностным лицом Переверзевым С.А. осуществлен плановый (рейдовый) осмотр морского судна TP «...», эксплуатируемого ООО «...», находящегося на месте стоянки - причал № ООО «...» (<адрес>).
В ходе осмотра Переверзевым С.А. у капитана TP « ...» получены заверенные копии судовых документов (международное свидетельство о предотвращении загрязнения моря сточными водами, судовая роль TP «...», свидетельство о праве собственности на судно, классификационное свидетельство, судовой журнал операций со сточными водами), работникам судна предложено дать объяснения по существу выявленных при проведении осмотра нарушений (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «...» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Указанные обстоятельства свидетельствует о фактическом проведении Переверзевым С.А. мероприятий по контролю в отношении ООО «...» в рамках внеплановой проверки, при этом ни распоряжения, ни приказа о проведении в отношении ООО «...» внеплановой проверки, с назначением лиц, которые должны проводить проверочные мероприятия, Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора не издавались.
Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ с приобщением к нему копий документов; протоколом об административном правонарушении в отношении ООО «...»; постановлением о назначении наказания по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ; письменным объяснением Переверзева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
Принимая решение о привлечении Переверзева С.А. к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, установлен факт нарушения Переверзевым С.А. требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 и части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, а именно факт проведения внеплановой проверки при отсутствии соответствующего распоряжения или приказа руководителя.
На основании п.п.1.4 Положения о Тихоокеанском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2016 года №760, орган контроля (надзора) осуществляет федеральный государственный экологический надзор, в том числе на территории Приморского края и акваториях внутренних морских вод Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, примыкающим к административным границам указанного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к отношениям связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
На основании пункта 79.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора утвержденного Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 191 в ходе рейдового осмотра, обследования могут проводиться: визуальный осмотр, отбор проб, применение фото (видео) фиксации, иные мероприятия, проводимые государственными инспекторами в области охраны окружающей среды при осуществлении которых не требуется их взаимодействие с юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями.
Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 25 мая 2015 года №237, которым определено, что плановое (рейдовое) задание должно содержать перечень мероприятий, проводимых в ходе соответствующего осмотра.
Пунктом 6 приложения № 1 к приказу руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Тюменева А.А. от 21 сентября 2017 года № 388 «Об утверждении планового (рейдового) задания» к перечню мероприятий, проводимых в ходе плановых (рейдовых)осмотров, отнесены: визуальный осмотр транспортного средства, с применением фото (видео) фиксации. При этом не предусмотрены мероприятия в виде получения каких-либо документов.
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что к мероприятию по контролю относятся, в частности, действия должностного лица органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов.
Согласно положениям части 6 указанной статьи проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
К производственным объектам относятся территории, здания, помещения, иные подобные объекты, а также транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности (часть 4.1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, перечисленных в пунктах «а-в», включая возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой проверки руководителем Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Тюменевым А.А. не издавалось.
Вопреки доводам жалобы, с учетом анализа действующего законодательства, действия Переверзева С.А. подпадают под понятие проверки, которое дано в части 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, и указанная проверка имеет признаки внеплановой выездной проверки, требования к проведению которой регламентированы статьями 10, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294- ФЗ.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Переверзев С.А. принят на должность начальника по надзору на море по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления на основании приказа руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании пункта 3.3 должностного регламента начальника отдела по надзору на море по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления, утвержденного руководителем Управления ДД.ММ.ГГГГ, с которым Переверзев С.А. ознакомлен под роспись, гражданский служащий обязан осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Кроме того, довод жалобы о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости является необоснованным. В соответствии со статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Однако таких обстоятельств по делу не выявлено.
Аналогичные доводы жалобы Переверзева С.А. были предметом рассмотрения судьей районного суда и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам, не согласиться с которой оснований не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Переверзева С.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Переверзеву С.А. согласно санкции части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Хасанского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Переверзева ... оставить без изменения, жалобу Переверзева С.А. - без удовлетворения.
Судья А.М. Тымченко