Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край) |
Дата поступления | 13.05.2020 |
Дата решения | 02.07.2020 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Римский Ярослав Алексеевич |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | afc60f03-11d5-369e-bf27-b166690b9366 |
Дело № 2а-879/2019
№ 88а-4395/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 2 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Королевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО] на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края Кожемяко Олега [СКРЫТО] к депутату Думы Дальнегорского городского округа Приморского края [СКРЫТО] Игорю [СКРЫТО] о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения административного ответчика [СКРЫТО] И.Н., его представителя Лапина Н.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя административного истца Макаренко В.В., возражавшего против их удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. обратился в Дальнегорский районный суд Приморского края с административным иском к депутату Думы Дальнегорского городского округа Приморского края [СКРЫТО] И.Н. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края. В обоснование заявленных требований указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска от 18 сентября 2017 года № 441/63 «Об установлении списка избранных депутатов Думы Дальнегорского городского округа» [СКРЫТО] И.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Дальнегорского городского округа Приморского края. На основании приказа Губернатора Приморского края от 2 апреля 2019 года № 49-мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в отношении [СКРЫТО] И.Н. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных им за отчётный период 2017 года. В ходе проверки установлено, что [СКРЫТО] И.Н. в справке о доходах на супругу за отчётный период 2017 года представлены недостоверные сведения о её доходе по основному месту работы, неполные сведения о наличии счетов в банках и иных кредитных организациях, а также в справке о доходах на себя представлены недостоверные сведения о доходе по основному месту работы и неполные сведения об иных доходах, то есть не исполнена обязанность, установленная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) и Законом Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения» (далее - Закон Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ). Просил прекратить досрочно полномочия депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края [СКРЫТО] И.Н. по основаниям, предусмотренным частями 7.1., 7.3., 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2019 года административное исковое заявление Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. удовлетворено. Полномочия депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края [СКРЫТО] И.Н. досрочно прекращены, по основаниям, предусмотренным частями 7.1., 7.3., 10.1. статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
13 мая 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика [СКРЫТО] И.Н., направленная им через Дальнегорский районный суд Приморского края 23 апреля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности.
Представители заинтересованных лиц департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края и Думы Дальнегорского городского округа Приморского края, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не усматривается.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утверждён Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утверждённой Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведённой в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно решению территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска от 18 сентября 2017 года № 441/63 «Об установлении списка избранных депутатов Думы Дальнегорского городского округа» [СКРЫТО] И.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Дальнегорского городского округа Приморского края.
[СКРЫТО] И.Н. представлены сведения о доходах, об имуществе принадлежащим ему и его супруге на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря 2017 года.
На основании информации исполняющего обязанности прокурора Приморского края от 27 сентября 2018 года № 86-20-2018/709дсп «О выявленных нарушениях законодательства противодействии коррупции» Губернатором Приморского края издан приказ от 2 апреля 2019 года № 49-мк «О проведении проверки в отношении [СКРЫТО] И.Н.», согласно которому проведение проверки поручено департаменту по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края.
3 апреля 2019 года [СКРЫТО] И.Н. направлено уведомление о проведении проверки. 30 мая 2019 года департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края Губернатору края представлен доклад о результатах проверки соблюдения [СКРЫТО] И.Н. обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Из доклада следует, что в представленной справке административного ответчика о доходах на супругу недостоверно отражён доход, полученный [СКРЫТО] Е.В. в 2017 году от департамента труда и социального развития Приморского края (300 000 рублей вместо 660 607 рублей 67 копеек).
В справке о доходах на административного ответчика [СКРЫТО] И.Н., недостоверно отражён доход, полученный им в 2017 году от ООО «Городская управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства» (187 920 рублей вместо 216 000 рублей). Также не отражены доходы, полученные им от иных налоговых агентов: ООО «ГУО Плюс» в сумме 1 350 000 рублей; ООО «Сервис ЖКХ» в сумме 216 459 рублей 57 копеек; ООО «Сервис» в сумме 135 000 рублей; ООО «Коммуналавтотранс» в сумме 135 000 рублей; ТСЖ «Строительное» в сумме 135 000 рублей. Кроме того, в справке о доходах на супругу Тарабрин И.Н. представил неполные сведения о счетах, не отразив в ней наличие по состоянию на 31 декабря 2017 год счетов, открытых в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».
В справке о доходах на себя, [СКРЫТО] И.Н. в разделе 3 «Сведения об имуществе» не отразил сведения о наличии у него автомобиля <данные изъяты>
Удовлетворяя административные требования, оценивая представленные доказательства, Дальнегорский районный суд Приморского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что [СКРЫТО] И.Н. были нарушены требования, содержащиеся в части 2 статьи 12.1 Федерального закона от25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, выразившиеся в предоставлении неполных и недостоверных сведений о своих доходах и об имуществе, а также неполных сведений о доходах своей супруги.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, административный ответчик в кассационной жалобе ссылается, в том числе на то, что по его мнению административный истец нарушил срок обращения в суд с административным иском.
Вместе с тем указанный довод, который являлся предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанции, не может повлечь удовлетворение кассационной жалобы, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции в адрес административного ответчика не были направлены возражения административного истца на апелляционную жалобу, в связи с чем были нарушены права участвующих в деле лиц, не может являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку письменные возражения не являются доказательством по делу, а направлены на изложение стороной своей правовой позиции по делу.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО] - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи