Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край) |
Дата поступления | 13.05.2020 |
Дата решения | 25.06.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Зиганшин Игорь Камильевич |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b755cc7-73e6-339e-9e7c-52699d1a5304 |
Дело № 2а-13171/2019
88а-4205/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 25 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» Павловой Ю.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В.М. к ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» об оспаривании отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] В.М. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» об оспаривании решения от 14 ноября 2019 года № 1/1594 об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования и возложении обязанности направления на повторное медицинское освидетельствование с целью изменения категории годности к военной службе.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Якутска. 19 декабря 2008 года призывной комиссией ему определена категория годности к военной службе «В» (ограниченно годен) с зачислением в запас. В настоящее время состояние его здоровья улучшилось, он намерен поступить на военную службу по контракту, для чего обратился в военный комиссариат Республики Саха (Якутия) с заявлением о повторном медицинском освидетельствовании. Письмом от 14 ноября 2019 года ему отказано в прохождении повторного медицинского освидетельствования, поскольку такая процедура предусмотрена только для граждан призывного возраста.
С данным отказом он не согласен, поскольку действующее законодательство не устанавливает запрет на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, ранее признанных ограничено годными к военной службе по состоянию здоровья и достигших 27-летнего возраста.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] В.М. отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа административного ответчика в проведении повторного медицинского освидетельствования [СКРЫТО] В.М., возраст которого составляет 33 года, тогда как из норм действующего законодательства следует, что только граждане призывного возраста (от 18 до 27 лет), освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, могут пройти повторное освидетельствование на предмет изменения категории годности к военной службе.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск [СКРЫТО] В.М. удовлетворен, решение военного комиссариата Республики Саха (Якутия) об отказе в направлении [СКРЫТО] В.М. на медицинское освидетельствование признано незаконным и отменено, на военный комиссариат Республики Саха (Якутия) возложена обязанность направить на медицинское освидетельствование [СКРЫТО] В.М. на предмет годности к военной службе (по контракту).
22 апреля 2020 года представителем ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» Павловой Ю.Г. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 мая 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального и процессуального права и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В доводах кассационной жалобы представитель административного ответчика настаивает на законности отказа [СКРЫТО] В.М. в направлении на повторное медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе в связи с тем, что возраст административного истца превышает 27 лет, тогда как пункт 4 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность повторного медицинского освидетельствования только гражданина призывного возраста (от 18 до 27 лет), освобожденного от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленного в запас.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции таких нарушений, влекущих отмену принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.М., 1 мая 1986 года рождения, призывной комиссией г. Якутска Республики Саха (Якутия) 19 декабря 2008 года признан ограниченно годным к военной службе, ему установлена категория годности «В», и он зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. С 21 июля 2010 года [СКРЫТО] В.М. состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Письмом ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» от 14 ноября 2019 года [СКРЫТО] В.М. отказано в удовлетворении его заявления о направлении на повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией с целью изменения категории годности к военной службе со ссылкой на то, что он в силу возраста не относится к категории лиц (с 18 до 27 лет), для которых Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено право прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе.
Отменяя решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года и проверяя законность указанного отказа по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 5.1, 23, 52, 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктами 1, 3, 24, 28, 69, 77 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, с учетом необходимости административному истцу прохождения повторного медицинского освидетельствования на предмет годности к военной и приравненной службе с целью поступления на военную службу по контракту, пришел к выводу об отсутствии у военного комиссариата законных оснований для отказа [СКРЫТО] В.М. в направлении на медицинское освидетельствование ввиду достижения им непризывного возраста.
Судебная коллегия кассационного суда оснований не согласиться с данными выводами не находит, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими порядок прохождения гражданами медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 58, пунктам 1 и 3 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ) предусмотрено, что гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 5.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В силу пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Из подпункта «а» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее - Положение), следует, что на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Пунктом 69 Положения закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Таким образом, действующее законодательство запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе и пребывающих в запасе, не предусматривает.
В подтверждение наличия оснований для повторного медицинского освидетельствования [СКРЫТО] В.М. представлена выписка из медицинской документации ГАУ Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр города Якутска», из которой, по его мнению, следует, что он здоров и имеются основания для изменения категории годности к военной службе.
При таких обстоятельствах на ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» судом апелляционной инстанции правомерно возложена обязанность проведения повторного медицинского освидетельствования [СКРЫТО] В.М., несмотря на то, что он зачислен в запас, военная служба им не была пройдена по состоянию здоровья, и его возраст превысил 27 лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы норма пункта 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 444-ФЗ), которая предоставляет право лицам в возрасте с 18 до 27 лет, освобожденным от призыва на военную службу, добровольно пройти медицинское освидетельствование и при положительном результате исполнить свой конституционный долг посредством призыва на военную службу, во взаимосвязи с вышеприведенными нормами не препятствует пройти медицинское освидетельствование [СКРЫТО] В.М., зачисленному в запас.
Принятое по результатам рассмотрения настоящего административного дела апелляционное определение соответствует требованиям статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы апелляционной инстанции являются мотивированными, основанными на законе, регулирующем спорные правоотношения.
Судом апелляционной инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи