Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край) |
Дата поступления | 25.03.2020 |
Дата решения | 20.05.2020 |
Категория дела | о признании незаконными представлений и иных актов прокурора |
Судья | Зиганшин Игорь Камильевич |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 79d096c2-3d42-3a12-a40c-699660038f66 |
Дело № 2а-SK-127/2019
88а-3487/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 20 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца [СКРЫТО] В.Н. на решение Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 февраля 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В.Н. к прокуратуре [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]), администрации муниципального образования «Город Среднеколымск» [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) об оспаривании представления и решений.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
[СКРЫТО] В.Н. обратилась в Верхнеколымский [СКРЫТО] суд [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) с административным исковым заявлением к прокуратуре [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) и администрации муниципального образования «Город Среднеколымск» [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) об оспаривании представления и.о. прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 10 октября 2019 года № 7-01-2019, решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Город Среднеколымск» от 17 октября 2019 года № 1 о приостановлении, прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, от 17 октября 2019 года № 2 о возмещении выплаченной суммы пенсии, распоряжения администрации от 17 октября 2019 года № 171-р «О прекращении выплаты пенсии за выслугу лет [СКРЫТО] В.Н.», возложении обязанности устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она не согласна с прекращением выплаты ей пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему на основании представления прокурора, поскольку судимость по приговору Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 21 июля 2017 года с нее снята на основании постановления Якутского городского суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 сентября 2018 года, тем самым аннулированы все правовые последствия, связанные с судимостью за совершение преступления в ходе осуществления служебной деятельности. На момент вступления в силу вышеуказанного приговора она не получала пенсию за выслугу лет, пенсия назначена ей решением комиссии муниципального образования «Город Среднеколымск» от 30 ноября 2018 года № 2, то есть после снятия судимости. При таких обстоятельствах она считает, что представление прокурора, решения комиссии и органа местного самоуправления о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет являются незаконными, основаны на неправильном применении норм материального права, нарушают гарантированное ей Конституцией Российской Федерации право на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет.
Решением Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 февраля 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] В.Н. отказано.
19 марта 2020 года [СКРЫТО] В.Н. через Верхнеколымский [СКРЫТО] суд [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) подана кассационная жалоба, которая поступила в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 марта 2020 года.
В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указала, что оснований для прекращения выплаты ей пенсии за выслугу лет не имелось, так как примененные судами нормы законодательства [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, распространяются на случаи прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной до вступления в законную силу приговора суда, которым лицо было осуждено за преступление, связанное со служебной деятельностью. Считает, что в связи с аннулированием всех правовых последствий, связанных с судимостью, она имела право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет.
Административный истец [СКРЫТО] В.Н., административный ответчик администрация муниципального образования «Город Среднеколымск» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций подобные нарушения не допущены.
Из материалов дела следует, что в период с 15 октября 2012 года по 11 сентября 2017 года [СКРЫТО] В.Н. замещала должность главы муниципального образования «Город Среднеколымск».
Приговором Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 21 июля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 14 сентября 2017 года, [СКРЫТО] В.Н. осуждена по части 1 статьи 292, части 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания по совокупности преступлений в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года со штрафом в размере 10 000 рублей.
Постановлением Якутского городского суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 сентября 2018 года [СКРЫТО] В.Н. отменено условное осуждение и снята судимость по приговору Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 21 июля 2017 года.
На основании заявления [СКРЫТО] В.Н. распоряжением главы муниципального образования «Город Среднеколымск» от 30 ноября 2018 года № 181/1-р ей назначена пенсия за выслугу лет с 1 ноября 2018 года.
По результатам проведенной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при назначении муниципальной пенсии [СКРЫТО] В.Н. в адрес главы муниципального образования «Город Среднеколымск» внесено представление от 10 октября 2019 года № 7-01-2019 об устранении нарушений федерального законодательства со ссылкой на отсутствие законных оснований для установления [СКРЫТО] В.Н. пенсии за выслугу лет в связи с вступлением в законную силу приговора суда от 21 июля 2017 года, которым установлено совершение ею коррупционных преступлений с использованием служебного положения в период замещения должности главы муниципального образования «Город Среднеколымск».
На основании представления прокурора распоряжением и.о. главы муниципального образования «Город Среднеколымск» от 17 октября 2019 года № 171-р, принятым в соответствии с решением Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет при администрации муниципального образования от 17 октября 2019 года № 1, [СКРЫТО] В.Н. прекращена с 1 ноября 2019 года выплата пенсии за выслугу лет. Решением Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет при администрации муниципального образования от 17 октября 2019 года № 2 предложено возместить излишне выплаченную сумму пенсии за выслугу лет в бюджет муниципального образования «Город Среднеколымск».
Разрешая заявленные [СКРЫТО] В.Н. требования, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспариваемых представления прокурора и решений органа местного самоуправления, исходя из того, что прекращение выплаты пенсии за выслугу лет [СКРЫТО] В.Н. связано с наличием вынесенного в отношении нее вступившего в законную силу приговора суда, которым административный истец признана виновной в совершении преступления, связанного со служебной деятельностью.
Данные выводы судов мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации возложенных функций прокурор вправе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Республике Саха ([СКРЫТО]) условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы определены Законом [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха ([СКРЫТО])» (далее - Закон [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV).
Пунктом 3.1 части 11 статьи 11 указанного Закона установлено, что выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, прекращается в случае вступления в законную силу приговора суда, которым лицо было осуждено за преступление, связанное со служебной деятельностью.
Комиссия принимает решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет с 1-го числа месяца, следующего за наступлением основания прекращения выплаты пенсии за выслугу лет. Указанное решение в трехдневный срок направляется главе администрации муниципального образования. Глава муниципального образования на основании решения комиссии издает распоряжение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет (части 12 и 13 Закона [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV).
Исходя из указанных положений, установив наличие в отношении [СКРЫТО] В.Н. вступившего в законную силу приговора Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 21 июля 2017 года за совершение преступлений, связанных с ее служебной деятельностью в должности главы муниципального образования «Город Среднеколымск», у прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) имелись законные основания для внесения в адрес главы муниципального образования представления об устранении нарушений законодательства, допущенных при назначении [СКРЫТО] В.Н. пенсии за выслугу лет.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований и признания представления прокурора, а также принятых на его основании решений о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет [СКРЫТО] В.Н. незаконными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы указанные выводы не опровергают, являлись предметом надлежащей правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на неверном толковании норм, определяющих порядок назначения и прекращения выплаты пенсии муниципальным служащим.
Ссылка административного истца на то, что на нее не распространяется положение пункта 3.1 части 11 статьи 11 Закона [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV, поскольку указанная норма относится к случаям назначения пенсии до вступления в силу приговора суда, тогда как ей пенсия назначена после вступления в законную силу приговора суда от 21 июля 2017 года и после снятия судимости, не может быть признана обоснованной.
Установленное в указанной норме Закона [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV правовое регулирование определяет, что при наличии в отношении лица, замешавшего муниципальные должности и должности муниципальной службы, вступившего в законную силу приговора суда, которым лицо было осуждено за преступление, связанное со служебной деятельностью, у такого лица отсутствует право на выплату пенсии за выслугу лет. При этом закон не связывает данное основание с наличием судимости и не предусматривает случаи восстановления права на указанное пенсионное обеспечение с фактом снятия или погашения судимости.
Из части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что погашение или снятие судимости аннулирует не все правовые последствия, связанные с судимостью, а только предусмотренные данным Кодексом. За пределами уголовно-правового регулирования судимость влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются иными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. В данном случае последствия, связанные с осуждением лица, замещавшего муниципальные должности и должности муниципальной службы, за преступление, связанное со служебной деятельностью, в области пенсионного обеспечения установлены Законом [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 15 декабря 2011 года 1012-З № 909-IV.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что судами не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 февраля 2020 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Верхнеколымского [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда [СКРЫТО] Саха ([СКРЫТО]) от 3 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца [СКРЫТО] В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи