Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 16.02.2022 |
Категория дела | Иные жалобы на деятельность (незаконные действия / бездействие / акт) лицензирующего органа |
Судья | Зайцева Оксана Анатольевна |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 506a5cd0-c64f-35fb-a82e-c7a46a84f49d |
Дело № 2а-5/2021
№ 88а-1569/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 16 февраля 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.03.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Сахалинской области от 23 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Сахалинской области в защиту интересов [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к отделу образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области, МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ», заинтересованные лица: КУМС МО «Томаринский городской округ», Золотухин Вадим Георгиевич о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] Сахалинской области обратился в Томаринский [СКРЫТО] суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов [СКРЫТО] Р.А. к отделу образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области и просил признать незаконным бездействие отдела образования МО «Томаринский городской округ» в части непринятия мер к содержанию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность провести ремонт указанного жилого помещения.
Определениями суда от 28 сентября 2020 года, от 07 апреля 2021 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: КУМС МО «Томаринский городской округ», Золотухин В.Г., в качестве административного соответчика МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ».
Решением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Сахалинской области от 23 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 августа 2021 года, удовлетворено административное исковое требование прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Сахалинской области в защиту интересов [СКРЫТО] Р.А.: признано незаконным бездействие отдела образования МО «Томаринский городской округ» в части непринятия мер к содержанию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; на отдел образования МО «Томаринский городской округ» возложена обязанность принять меры по организации проведения ремонтных работ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении административного искового заявления к МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ» отказано.
20 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области, поданная через Томаринский [СКРЫТО] суд Сахалинской области 03 декабря 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановления.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассатора, на отдел образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области возложены полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, 24 октября 2014 года [СКРЫТО] Р.А. исполнилось 18 лет, в связи с чем, осуществлять надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения он должен был самостоятельно. Жилое помещение не признано непригодным для проживания. Считает, что требования прокурора по возложению на отдел образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области обязанности провести ремонт спорного жилого помещения, являются незаконными, поскольку отдел образования не является ни нанимателем ни собственником данного жилого помещения, в его полномочия и функции не входит организация, либо проведение ремонта жилых помещений. Кроме этого, административное исковое заявление в защиту прав [СКРЫТО] Р.А. не может быть подано прокурором в соответствии со статьёй 39 КАС РФ. [СКРЫТО] Р.А. на момент подачи прокурором искового заявления, являлся совершеннолетним, дееспособным гражданином.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года кассационная жалоба отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, [СКРЫТО] Р.А., Золотухин В.Г., представители отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области, МКУ «Управление капитального строительства» МО «Томаринский городской округ», КУМС МО «Томаринский городской округ» в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой на основании обращения [СКРЫТО] Р.А. прокуратурой Тамаринского [СКРЫТО] Сахалинской области проверки исполнения жилищного законодательства в отношении сироты, оставшейся без попечения родителей, установлено, что постановлением администрации [СКРЫТО] городского округа от 18 июня 2008 года № 325 [СКРЫТО] Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определён в детское государственное учреждение на полное государственное содержание, и за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Контроль за исполнением данного постановления возложен на отдел образования МО «Томаринский городской округ». В указанном жилом помещении зарегистрирован [СКРЫТО] Р.А. с 24 октября 1996 года и его дядя Золотухин В.Г. с 19 августа 2008 года. Контроль состояния квартиры был проведён в период с 2008 года по настоящее время: в 2014, 2017, 2018 годах. На момент проверки прокуратурой установлено, что жилое помещение имеет множественные недочёты, снижающие качество проживания в нём.
Так, комиссией с участием представителя отдела образования МО «Томаринский городской округ» 27 января 2014 года проведена проверка санитарно-технического состояния квартиры, по итогам которой составлен акт. В ходе проверки установлено, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, пригодно для проживания, и при этом, указано на необходимость оклеивания обоями, покраски и побелки соответствующих поверхностей в коридоре, кухне, спальне; замены оконных блоков и рам на кухне, полной замены сантехники, мойки, водяной гребенки, межкомнатной двери; в спальне – замены оконного блока и рамы, электрических розеток и выключателей; в ванной комнате – покраски стен, потолка, пола, замены сантехнического оборудования, неисправной электрической проводки, двери; в туалете требуется покраска стен, потолка, замена унитаза, водяной гребенки, сантехнического оборудования, двери.
Согласно актам обследования от 17 мая 2017 года и от 01 марта 2018 года, составленным с участием представителей органа местного самоуправления, жилое помещение непригодно для проживания, требуется значительный капитальный ремонт, а также приведены недостатки, которые указаны в акте от 27 января 2014 года.
Отделом образования МО «Томаринский городской округ» неоднократно (15 октября 2018 года, 26 октября 2018 года, 18 февраля 2019 года) в адрес КУМС МО «Томаринский городской округ» направлялись локальные сметные расчёты на капитальный ремонт квартир, в том числе спорной квартиры.
Согласно акту обследования, составленному прокурором [СКРЫТО] с участием представителей КУМС МО «Томаринский городской округ» 22 апреля 2021 года, установлены факты не проживания в квартире и отсутствия следов эксплуатации, и указано на необходимость проведения ремонта.
[СКРЫТО] Р.А. неоднократно обращался в отдел образования МО «Томаринский городской округ», и указывал на невозможность его вселения и проживания в жилом помещении, а также на необходимость проведения капитального ремонта.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 02 января 2010 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Согласно статьям 2 и 3 Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» (далее - Закон Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО) государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству наделяются органы местного самоуправления городских округов в Сахалинской области на неограниченный срок.
Пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО (в редакции, действовавшей до 11 января 2010 года) органы местного самоуправления наделялись, в том числе, государственными полномочиями - осуществление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, защиты личных неимущественных и имущественных (в том числе жилищных) прав и интересов подопечных, находящихся в семьях граждан либо в соответствующих образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, в иных аналогичных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО (в редакции от 27 декабря 2013 года) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями, - осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
При этом, в соответствии со статьёй 4 Закона Сахалинской области от 05 марта 2013 года № 12-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области» данные положения распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
В силу Положения об отделе образования МО «Томаринский городской округ», утверждённого решением Собрания городского округа от 01 ноября 2013 года, к основным целям и задачам деятельности отдела образования относится организация и реализация основных направлений политики в области защиты прав и осуществления социальных гарантий несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству», Закона Сахалинской области от 05 марта 2013 года № 12-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области», Положение об отделе образования МО «Томаринский городской округ», утверждённого решением Собрания городского округа от 01 ноября 2013 года, установили, что [СКРЫТО] Р.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пришли к обоснованному выводу о неисполнении возложенных на отдел образования МО «Томаринский городской округ» обязанностей как по осуществлению контроля за сохранностью жилого помещения, закреплённого за [СКРЫТО] Р.А., так и последующей организации ремонтных работ с целью приведения его в пригодное для постоянного проживания состояние. Бездействие отдела образования МО «Томаринский городской округ» допущено как до достижении [СКРЫТО] Р.А. совершеннолетия, так и впоследствии в период прохождения срочной службы и обучения по очной форме, выраженном в неисполнении возложенных на отдел образования обязанности по осуществлению контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, что повлекло нарушение прав и законных интересов [СКРЫТО] Р.А.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы судов, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, отделом образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и заинтересованного лица, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Сахалинской области от 23 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела образования МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи