Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 16.02.2022 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Зайцева Оксана Анатольевна |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | edcb5e23-8b16-35d7-b24b-888c8c888c23 |
Дело № 2-974/2021
№ 88а-1565/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 16 февраля 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.03.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, заинтересованные лица: войсковая часть 45505, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО9, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО10, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) обязанность провести осмотр здания овощехранилища (инв. № 11) войсковой части 45505, расположенной по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, улица Водонасосная, дом 1; возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность выполнить капитальный и текущий ремонт здания овощехранилища в объемах, указанных дефектной ведомости и ведомости объёмов работ от 30 августа 2020 года № 47.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: войсковая часть 45505 и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России)оРо.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 марта 2021 года, с учётом дополнительного решения суда от 20 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года с уточнением формулировки принятого решения, исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично: на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность провести текущий и капитальный ремонт здания овощехранилища (инв. № 11) войсковой части №45505, расположенной по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, улица Водонасосная, дом 1, в соответствии с дефектным актом №47 от 30 сентября 2020 года в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований к Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возложении обязанности провести осмотр здания указанного овощехранилища, в рамках которого установить объёмы и категории ремонтных работ по капитальному ремонту данного объекта с оформлением дефектных ведомостей, отказано.
20 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 02 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судебные акты о возложении обязанности по ремонту здания овощехранилища на управляющую организацию вынесены без выяснения вопроса о передаче спорного объекта Минобороны России в безвозмездное пользование или оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, вопроса об эксплуатации Учреждением данного объекта и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Кассатор указал, что в соответствии с Положением о ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, к основным видам деятельности Учреждения не относится капитальный (текущий) ремонт объектов. Здание овощехранилища находится на балансе войсковой части 45505, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Департамент имущественных отношений» Минобороны России.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года кассационная жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Минобороны России, войсковой части 45505 в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России ФИО9., возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО10., изучив письменные возражения военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания овощехранилища (инв. № 11) войсковой части 45505, расположенной по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, улица Водонасосная, дом 1, установлено, что здание овощехранилища (инв. № 11) находится на балансе войсковой части 45505, на основании акта о приёме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию № 8/1а от 31 мая 2019 года, находится в эксплуатации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (филиал по ВВО). При осмотре здания овощехранилища (инв. № 11) выявлено ненадлежащее состояние конструкций здания, которые требуют текущего и капитального ремонта. Ненадлежащее обслуживание жилищно-казарменного фонда войсковой части создает предпосылки к преждевременной порче продуктов питания, хранящихся в овощехранилище и используемых для приготовления пищи военнослужащим войсковых частей и, как следствие создает предпосылки к их отравлению.
Так, согласно актам общего весеннего осмотра здания овощехранилища (инв. № 11) № 322 от 10 апреля 2019 года, № 125 от 30 марта 2020 года, акту общего осеннего осмотра овощехранилища № 34 от 23 сентября 2020 года, дефектному акту № 47 от 23 сентября 2020 года с ведомостью работ, здание овощехранилища (инв. № 11) находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения капитального и текущего ремонтов.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 05 июня 2020 года начальнику ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по проведению ремонта объекта не принято.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России № 2025 в пункты 21 и 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, в том числе пункт 25 после слов «деятельность по эксплуатации» дополнен текстом следующего содержания: «(в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)».
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённое Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Приказ Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года № 155, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607 (в редакции приказа от 30 июля 2018 года № 2025), установили, что спорное здание овощехранилища передано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в эксплуатацию, уставом Учреждения установлена его обязанность по проведению капитального и текущего ремонта недвижимого имущества, закреплённого за Учреждением на праве оперативного управления, предоставленного в безвозмездное пользование, меры по ремонту здания овощехранилища по состоянию на дату вынесения решения не приняты, при этом эксплуатация указанного здания создаёт угрозу жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России, находящегося в нём, и пришли к обоснованному выводу о возложении обязанности по проведению ремонта здания овощехранилища на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не наделено полномочиями по проведению капитального/текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, в силу пунктов 21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (в редакции от 30 июля 2018 года № 2025), а также на основании акта о приёме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию № 8/1а от 31 мая 2019 года, обязанность по проведению ремонта здания овощехранилища (инв. № 11) лежит именно на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как лице, обеспечивающем содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 марта 2021 года, дополнительное решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи