Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.07.2018 |
Дата решения | 03.09.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Прошкина Марина Петровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a8539bec-2443-3642-925f-e67d8008d8f2 |
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прошкиной М.П.,
при секретаре Адашкине Д.А.,
с участием истца [СКРЫТО] Н.И., её представителя Зайцевой А.Р.,
представителя ответчика министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску [СКРЫТО] НИ к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] Н.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.41 ГПК РФ, к Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности присвоения звания "Ветеран труда".
Требования мотивировала тем, что награждена нагрудным значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", в связи с чем имеет право на присвоение звания "Ветеран труда". Полагает, что ответчик неправомерно отказал ей в присвоении данного звания.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Н.И., её представитель Зайцева А.Р., настаивали на удовлетворении иска, полагая, что истец имеет достаточный длительный стаж в потребительской кооперации и награду, в связи с чем присвоение данного звания она заслужила. При этом, по мнению истца награда выдана на основании решения Центрального союза потребительских обществ России (Центросоюз России), то есть союза организованного на уровне Российской Федерации, что характеризует Центросоюз России как ведомство, то есть орган возглавляющий определенную отрасль экономики – народное хозяйство.
В судебном заседании представитель ответчика Садовская Е.Ю. возражала против удовлетворения иска, по мотивам того, законным основанием присвоение звания «Ветеран труда» является наличие ведомственных знаков отличие за заслуги в труде и продолжительную работу. При этом Центросоюз России, выдавший представленную истцом награду, не относится к федеральным органам государственной власти, а также к органам государственной власти и управления СССР, а потому выданная им награда не является ведомственным знаком отличия в труде.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающего правовые основы предоставления социальной поддержки ветеранов труда, ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4).
В силу п. 2 ст. 10 названного Федерального закона, п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (пп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (Определения от 17.12.2009 года N 1588-О-О, от 17.06.2010 года N 763-О-О и от 21.04.2011 года N 544-О-О).
Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 21.09.2006 N 20-5075 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" - звание "Ветеран труда" присваивается имеющим место жительства на территории Красноярского края гражданам Российской Федерации:
а) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Советского района г.Красноярска и Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив сведения о награждении нагрудным значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" на основании Постановления Президиума Совета Центрального союза потребительских обществ РФ от 22.05.2002 года №75-СП.
Как следует из писем о возврате документов от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Социальной защиты населения в Советском районе г.Красноярска, и от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства социальной политики Красноярского края, ФИО1 разъяснено, что награда, на основании которой истец настаивала на присвоении ей звания «Ветеран труда», не относится к ведомственным, поскольку Центросоюз РФ в структуру органов исполнительной власти не входит, сведений о передаче ему полномочий по награждению нагрудными знаками (значками) от имени руководства органов государственной власти РФ не имеется.
Анализируя установленные судом обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд принимает во внимание, что правовым основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за заслуги в труде и продолжительную работу в соответствующей сфере деятельности.
При этом суд учитывает, что потребительский кооператив относится к некоммерческим организациям.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В части 1 ст. 123.8 ГК РФ определено, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.
Согласно ст. 1, ст. 31 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный союз потребительских обществ России не включен в структуру Федеральных органов государственной власти.
В этой связи отнесение его к ведомствам неправомерно.
Таким образом, Центральный союз потребительских обществ не является ведомством, а награда в виде нагрудного значка "За добросовестный труд в потребительской кооперации", которым награждена [СКРЫТО] Н.И. на основании постановления Центрального союза потребительских обществ, не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для присвоения истице звания "Ветеран труда", ст.1 Закона Красноярского края от 21.09.2006 N 20-5075 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска [СКРЫТО] НИ к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: