Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 21.06.2018 |
Дата решения | 15.11.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие в ходе исполнительного... -> иные споры, возникающие в ходе исполнительного производства |
Судья | Горпинич Наталья Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ed40f88f-e036-323f-b5c4-cbd3a1c1faf2 |
№ 2-6503/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Медведевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Козульского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А., УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от 22.09.2016 года,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Козульского района Красноярского края обратилась в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что 15.02.2018 года судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Шенделева О.А., рассмотрев материалы исполнительного производства от 22.09.2016 года №, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора от 15.02.2018 года № в отношении должника администрации Козульского района Красноярского края в размере 50 000 рублей за неисполнение решения об обязании администрации Козульского района Красноярского края предоставить <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Администрация Козульского района Красноярского края является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дотационным, в связи с чем затруднено финансирование и, соответственно, решения суда в срок невозможно исполнить. Нецелевое использование поступающих денежных средств влечет привлечение организации к ответственности по действующему законодательству. Администрация Козульского района Красноярского края считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. С момента вступления в силу решения суда, т.е. с 26.08.2016 года администрация Козульского района Красноярского края не смогла исполнить обязательства по причине отсутствия целевых финансовых средств, а в последующем в связи с тем, что в аукционе, объявленном на приобретение жилых помещений для детей-сирот, никто не заявился. В связи с чем, финансовые средства, предоставленные Министерством образования для приобретения жилого помещения <данные изъяты> по истечении финансового 2017 года возвращены в бюджет края. Поскольку жилые помещения для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются за счёт субвенций, предоставляемых из средств федерального и краевого бюджетов на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» и соглашения о взаимодействии заключенного между Министерством образования края и Администрацией Козульского района, для исполнения решения суда администрация района незамедлительно после получения копии решения суда, вступившего в законную силу, обратилась за предоставлением субвенции для приобретения жилого помещения <данные изъяты> в Министерство образования Красноярского края. Процедура по приобретению жилого помещения <данные изъяты> может начаться только после выделения Министерством образования края субвенции для приобретения ему жилья и соответственно заключения Соглашения о взаимодействии с министерством образования. В Соглашение о взаимодействии Министерства образования края и администрации Козульского района на 2017 год по реализации закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 14.04.2017 года <данные изъяты> был включен под номером 4. По итогам проведенных в 2017 году торгов было приобретено и заключено 7 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей сирот. Однако в связи окончанием финансового года и отсутствием заявителей, желающих участвовать в аукционе по продаже жилого помещения детям-сиротам, финансовые средства за 2017 год по неисполненным решениям суда были возвращены в бюджет субъекта. Соглашением № от 08.02.2018 года о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Козульский район Красноярского края по реализации в 2018 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> включен в соглашение на 2018 год по номером 3. Соответственно жилое помещение для него будет приобретено в 2018 году. В свою очередь, представителем администрации Козульского района было направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда в Козульский районный суд, однако в удовлетворении требований было отказано. Уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора нецелесообразна, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ. Истец просит освободить администрацию Козульского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением № от 15.02.2018 года судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А., в рамках исполнительного производства от 22.09.2016 года №
Представитель истца администрации Козульского района Красноярского края Еремина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что жилое помещение <данные изъяты> приобретено, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделева О.А., УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
По смыслу части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязанность исполнять судебные акты возникает с момента их вступления в законную силу, и в случае отказа от исполнения решения суда в добровольном порядке возбуждается исполнительное производство, которое призвано обеспечить принудительное исполнение судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона).
В части 12 статьи 30 данного Федерального закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 названного Федерального закона взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием.
В силу частей 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, 22.09.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа, выданного Козульским районным судом Красноярского края, с предметом исполнения: обязать администрацию Козульского района Красноярского края предоставить <данные изъяты> во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией Козульского района Красноярского края, что не оспаривается стороной административного истца.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. вынесено постановление № от 17.05.2017 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника – администрации Козульского района Красноярского края. Указанное постановление получено истцом 28.02.2017 года.
15.02.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника – администрации Козульского района Красноярского края.
Согласно договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Козульского района Красноярского края и <данные изъяты> последнему предоставлено жилое помещение – квартира, общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Согласно ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 75 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Красноярска осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат.
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации г. Красноярска, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Не учтены также сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению, являются особенности приобретения жилых помещений на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат. Данное обстоятельство не требует доказывания в силу того, что такой порядок установлен законом.
Меры, принятые должником к исполнению решения суда предприняты последним в период установленного срока для его исполнения. Вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется. Должник принял меры для надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения администрации Козульского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Освободить администрацию Козульского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением № от 15.02.2018 года судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А., в рамках исполнительного производства от 22.09.2016 года №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич