Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 24.11.2017 |
Дата решения | 03.07.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Полянская Елена Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 1e40d2bf-41d8-3bee-9f0d-2d5ae7efc54f |
Гражданское дело №2- 2089/2018
копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Олиной А.А.
С участием
представителя истца Слюсарь Н.В.
Представителя ответчика Силантьевой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] СВ к Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, [СКРЫТО] и благоустройства», МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возмещении ущерба, причиненного повреждением автомобиля,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, требования мотивировал тем, что 03.05.2017 на принадлежащий ему автомобиль HYUNDAI SONATA NF, находившийся в 20 метрах от дома №109 по ул. Судостроительная в г. Красноярске, обломились и упали ветки дерева, в результате чего автомобиль был поврежден.
В соответствии с экспертным заключением, составленным ООО КЦПОиЭ «Д», стоимость ремонта автомобиля составляет 279 778 руб.
Согласно письменного ответа ООО «УК», дирекция по Свердловскому району, кадастрового паспорта, установлено, что источник причинения вреда (дерево), находится за пределами придомовой территории многоквартирного дома №109 по ул. Судостроительной.
В соответствии с установленной компетенцией, организация благоустройства и озеленения, эксплуатация и развитие зеленых насаждений входят в задачи Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска. Считает, что ответчик ненадлежащим образом осуществляет свои обязанности по содержанию зеленых насаждений, что и послужило причиной повреждения его имущества.
Просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 279 778 руб., расходы на оплату юридических услуг 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 5998 руб., расходы на проведение экспертизы 4200 руб.
Определениями суда от 05.02.2018 и от 26.04.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ г. Красноярска «Управление дорог, [СКРЫТО] и благоустройства», Муниципальное предприятие г. Красноярска «Управление зеленого строительства», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
В судебном заседании представитель истца Слюсарь Н.В., действующий по доверенности от 24.10.2017, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, на котором находится дерево, не относится к придомовой территории. Государственная собственность на земельный участок не разграничена, поскольку он находится на территории муниципального образования, он должен быть в ведении органов местного самоуправления. Надлежащим ответчиком является Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска:
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска Силантьева А.А., доверенность от 16.06.2018, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах и дополнениях к нему. Согласно позиции ответчика, непосредственного Департаментом не был причинен ущерб имуществу истца, поскольку функции муниципального заказчика по содержанию объектов внешнего благоустройства выполняет МКУ г. Красноярка «УДИБ», которым 26.12.2016 был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию объектов озеленения и благоустройства города с МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства». В перечень работ включены работы по омолаживающей и санитарной обрезке деревьев. Улица Судостроительная входит в перечень улиц, на которых в соответствии с контрактом осуществляется текущее содержание объектов озеленения улично- дорожной сети. Считает, что в иске следует отказать, так как падение веток дерева произошло по независящим от ответчиков причинам, а именно в результате неблагоприятных погодных условий. Истец, оставляя машину под деревом в экстремальных погодных условиях, должен был и мог предвидеть негативные последствия для своего имущества, однако не предпринял мер для его сохранения. Дерево находится на земельном участке, находящемся в нераграниченной собственности. Органы местного самоуправления не являются собственниками таких земель, они являются государственной собственностью в силу части ст.16 Земельного кодекса РФ, статьи 3.1 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ»., поэтому бремя содержания земельного участка, в том числе всех расположенных на нем объектов, включая зеленые насаждения, должен нести собственник- государство.
Представитель МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства», извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В судебном заседании 26.04.2018 представитель Сергиенко И.А., доверенность от 13.04.2018, пояснила, что в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным 26.12.2016 между МКУ «УДИБ» и МП «УЗС», последнее выполняло работы в сквере «Диурова» по ул. Судостроительная 105-115, однако территориально участок, на котором расположено дерево, ставшее причиной повреждения автомобиля, в него не входит, поэтому считает МП «УЗС» ненадлежащим ответчиком.
Представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И.А. представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала, что Управление является ненадлежащим ответчиком, так как земельный участок по ул. Судостроительная, д.109 в реестре федерального имущества не учитывается.
Представитель ответчика МКУ г. Красноярска «УДИБ», о месте и времени судебного разбирательства извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица ООО УК «ЖСК» в судебное заседание не явилась, ранее представитель Старостникова Е.А. представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором так же указала, что по факту повреждения автомобиля сотрудниками управляющей компании проведена проверка, в ходе которой установлено, что дерево, повредившее транспортное средство истца, расположено за пределами придомовой территории, это подтверждается актом осмотра и кадастровым паспортом земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по ул. Судостроительная, 109.
Выслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] С.В. на праве собственности принадлежит автомобиль HYUNDAI SONATA NF г/н №. 03.05.2017 около 3 часов на указанный автомобиль, припаркованный за жилым домом №109 по ул. Судостроительная в г. Красноярске на расстоянии 20 м от дома, упали обломившиеся ветки дерева.
В результате падения дерева транспортному средству истца были причинены механические повреждения – повреждения крыши в виде вмятины, разрушение заднего стекла, повреждения капота, бампера, лобового стекла. Указанные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра места происшествия, составленным сотрудником полиции на основании заявления истца.
Постановлением УУП ОП N 12 МУ МВД России "Красноярское" от 05.05.2017 в возбуждении уголовного дела по факту падения дерева на автомобиль отказано за отсутствием состава преступления.
Опрошенный в судебном заседании свидетель Терпугов Н.Н. пояснил, что проживает в жилом доме по ул. Судостроительная 109, его квартира находится на первом этаже. 03.05.2017 около 3 часов он проснулся от грохота, увидел, что перед его окнами на припаркованный автомобиль истца упали ветки дерева, повредив автомобиль.
Управляющей компанией многоквартирного дома №109 по ул. Судостроительная является ООО УК «Жилищные системы Красноярска» дирекция по Свердловскому району. Сотрудниками управляющей компании составлен акт от 25.05.2017, согласно которому зеленое насаждение, с которого упали ветки, находится вне границ земельного участка с кадастровым номером № сформированным под многоквартирным жилым домом №109 по ул. Судостроительная.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Баляс Л.О., земельный участок, на котором расположено дерево (которое впоследствии было обрушено на автомобиль), располагается на земельном участке неразграниченной собственности муниципального образования г. Красноярска. На данной территории были установлены правила землепользования и застройки г. Красноярск. В соответствии со ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельными участками, собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На основании п. 1.3 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского совета депутатов от 25 июня 2013 года N В-378, лицами, ответственными за благоустройство, являются собственники земельных участков, зданий (включая жилые дома), помещений в них, сооружений, объектов благоустройства.
Согласно п.6.3 Правил благоустройства территории г. Красноярска лица, ответственные за благоустройство, обязаны: обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы); осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.
В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 01 июля 2011 года N 84-р "Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска", Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, организации обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, а также водоснабжения, водоотведения, участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, решения вопросов, связанных с организацией мероприятий по охране окружающей среды. (п. 1.1).
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города, а также в сфере энергетики, энергоснабжения и энергосбережения города. Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета города (п. 1.4).
Одной из задач Департамента, является организация благоустройства и озеленения территории города (п. 2.6).
Департамент выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства; капитальному ремонту и текущему содержанию объектов инженерной [СКРЫТО] города; содержанию объектов озеленения в соответствии с утвержденным Департаментом реестром объектов озеленения; капитальному ремонту, ремонту объектов озеленения. (3.1.19). Формирует муниципальный заказ по направлениям деятельности ЖКХ (3.1.20).
Департамент организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства (п. 3.3.1).
26.12.2016 между МКУ «УДИБ», действующим от имени муниципального образования г. Красноярск и МП г. Красноярска "УЗС" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в г. Красноярске в 2017 году в объеме согласно ведомости объемов работ и техническому заданию.
Согласно п. п.4.1.1, 4.3.4 муниципального контракта заказчик не реже одного раза в неделю выдает подрядчику план- задания с указанием видов, объемов, сроков и места выполнения работ, подрядчик обязан выполнять работы в строгом соответствии с согласованным заказчиком план- заданием и приложениями к контракту.
В перечень на выполнение работ по содержанию объектов озеленения, приложение №5 к контракту, включен сквер «Диурова» по ул. Судостроительная 105-115, однако обязанности по содержанию территории за жилым домом №109 по ул. Судостроительной, где поврежден автомобиль истца, на МП г. Красноярска "УЗС" не возложено.
Доказательств передачи данного земельного участка кому-либо в установленном законе порядке, а, следовательно, и доказательств наличия у иного лица обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии зеленых насаждений, расположенных по адресу ул. Судостроительная, 109 в материалы дела не представлено.
В этой связи суд полагает, что ответственность за вред, причиненный автомобилю истца лежит именно на Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, исходя из вышеприведенных целей его создания, функций и полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска. При этом факт падения ветвей дерева на территории муниципального образования и причинения в связи с этим имущественного ущерба истцу свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по организации содержания объектов озеленения на территории г. Красноярска.
Ссылки представителя ответчика департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска на погодные условия не могут быть приняты во внимание судом, поскольку, согласно справки гидрометеорологического центра ФГБУ «Среднесибирское УГМС», количество осадков за период с 02 по 03 мая 2017 года составило 19,1 мм, что составляет 40% от климатической нормы осадков за май. Согласно действующему РД «Инструкция по подготовке и передаче штормовых сообщений наблюдательными подразделениями ФГБУ «Среднесибирское УГМС» Красноярск, 2014 «сильный дождь» (мокрый снег, дождь со снегом (количество осадков 15-49 мм за 12 часов и менее) относится к неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям. Вместе с тем, указанные погодные условия нельзя отнести к экстремальным, позволяющим расценивать возникновение вреда вследствие непреодолимой силы.
Доводы представителя ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска о том, что дерево находится на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поэтому ответственность за содержание находящихся на этом участке зеленых насаждений несет государство в лице МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, основаны на неверном толковании действующего законодательства, и не принимаются судом.
В соответствии с предоставленным истцом экспертным заключением №№, составленным ООО КЦПОиЭ «Д», стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 279 778 руб.
У суда нет оснований ставить под сомнение представленное истцом заключение, поскольку оно составлено по результатам непосредственного осмотра автомобиля надлежащим субъектом оценочной деятельности, содержит ссылки на нормативные документы, на источник информации, описание объекта оценки, последовательность определения стоимости, описание методов исследования. Ответчиками размер ущерба не оспаривался.
При таком положении, суд считает возможным взыскать с Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в пользу истца возмещение ущерба в размере 279 778 руб.
Поскольку судом установлено, что МКУ г. Красноярска «Управление дорог, [СКРЫТО] и благоустройства», МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва являются ненадлежащими ответчиками в спорных правоотношениях, в удовлетворении требований к указанным ответчикам суд считает необходимым отказать.
В соответствии со ст. ст. 98, 94, 100 ГПК РФ с Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по проведению оценки причиненного ущерба в размере 4 200 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 5997,78 рублей, а так же расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, факт несения которых подтвержден представленными в дело платежными документами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в пользу [СКРЫТО] СВ в возмещение ущерба, причиненного повреждением автомобиля 279 778 руб., расходы на проведение экспертизы 4200 руб., расходы на оплату юридических услуг 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 5997,78 руб., а всего взыскать 304 975,78 руб.
В удовлетворении требований к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, [СКРЫТО] и благоустройства», МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская