Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 12.11.2015 |
Дата решения | 07.04.2016 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 0957f5c2-e9ad-32d5-b2e4-5f7c6932f275 |
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 07 апреля 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Демидовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Л.В. к Министерству образования <адрес> о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Л.В. обратился в суд с иском к Министерству образования <адрес> о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим.
[СКРЫТО] Л.В. является бывшим воспитанником детского дома. Полагает, что по окончанию им обучения в учебном учреждении – ПТУ-71 в селе <адрес> в июне ДД.ММ.ГГГГ, администрация детского дома должна была поставить его на очередь как нуждающегося в получении жилого пмоещения, но этого сделано не было.
В последующем истец обратился в органы опеки и попечительства села Тасеево, в связи с чем ему был дан ответ о том, что ему необходимо обратиться в Министерство образования <адрес>. [СКРЫТО] Л.В. обратился в Министерство образования <адрес>, где ему дали ответ, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в <адрес>, порядковый номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ №.
Полагает, что ему должны были предоставить жилое помещение по окончании ПТУ, поскольку он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом он встал на соответствующий учет до достижения им возраста 23 лет.
Не предоставление жилого помещения в установленный законом срок отразилось на истце материально и морально, поскольку ему приходилось снимать жилое помещение за свои денежные средства.
Просит суд взыскать с Министерства образования <адрес> материальный и моральный ущерб в сумме 500 000 рублей.
В последующем уточнил исковые требования, просит взыскать с Министерства образования <адрес> материальный и моральный ущерб в сумме 800 000 рублей.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Л.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, находится в местах лишения свободы.
Представитель ответчика – Министерства образования <адрес> Шрайнер Н.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила суду возражения на исковое заявление. Согласно представленным возражениям в полномочия Министерства образования <адрес> входит формирование и ведение списка очередности лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полномочия по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>. На основании решения краевой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в <адрес>, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ №. Тем самым он включен в список на получение жилья, соответственно, право [СКРЫТО] Л.В. на предоставление жилого помещения не нарушено.
Представитель ответчика - <адрес> Алексеева А.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду возражения на исковое заявление. Согласно представленным возражениям <адрес> не является участником правоотношений по предоставлению указанным категориям лиц жилья. Информацией о наличии у [СКРЫТО] Л.В. соответствующего права и соблюдении установленного порядка предоставления ему жилья не обладает, а, следовательно, и ответчиком по иску [СКРЫТО] Л.В. не выступает. Кроме того, истцом не представлено никаких доказательств, что не предоставление ему жилья повлекло за собой причинение как материального, так и морального вреда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
При таких обстоятельствах, суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, огласив исковое заявления, возражения ответчиков, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Л.В., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В своих исковых требованиях [СКРЫТО] Л.В. указывает, что в июне ДД.ММ.ГГГГ закончил учебное заведение ПТУ-71 в селе <адрес>. При этом как следует из материалов дела, на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в Министерство образования <адрес> он встал только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Аналогичные гарантии предусмотрены ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», в соответствии с которой формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти [СКРЫТО] в области образования. Пунктом 3.52 Положения о Министерстве образования <адрес>, утвержденного постановлением <адрес>, формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к компетенции Министерства.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [СКРЫТО] государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
В силу п. ж ч.2 ст. 1 указанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 ст.1 указанного Закона, включают в себя приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов.
Таким образом, в полномочия <адрес> входит передача полномочий Министерству образования <адрес> для формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жилым помещением. При этом <адрес> не является участником правоотношений по предоставлению указанным категориям лиц жилых помещений.
На основании решения краевой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в <адрес>, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 1889. Тем самым он включен в список на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем суд полагает, что обязательства Министерства образования <адрес> в данной части выполнены.
Полномочия по предоставлению жилого помещения указанной выше категории граждан на основании указанных выше норм закона возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>. В данном случае таким органом является <адрес>.
В настоящее время [СКРЫТО] Л.В. отбывает наказание в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по <адрес>. На основании пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении [СКРЫТО] Л.В. вправе обратиться в <адрес> с заявлением в письменной форме для предоставления ему жилого помещения.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанная норма конкретизируется в ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1069 Кодекса вред, причиненный физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статьям 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наличие состава правонарушения, включающего факт нарушения должностным лицом государственного органа возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер последних.
В своих исковых требованиях [СКРЫТО] Л.В. указывает, что не предоставление жилого помещения в установленный законом срок повлекло причинение ему материального вреда. При этом истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что ответчиками при исполнении возложенных на них обязанностей нарушены права [СКРЫТО] Л.В. на предоставление ему жилого помещения, доказательства, подтверждающие факт наличия убытков, документы, подтверждающие размер последних.
В силу изложенного, требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению, в связи с их необоснованностью.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ст. 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснил Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу приведенных норм право на компенсацию морального вреда возникает по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Взыскание компенсации морального вреда применительно к данным правоотношениям, законом не предусмотрено.
Кроме того, каких-либо доказательств причинения истцу морального вреда действием (бездействием) ответчиков, [СКРЫТО] Л.В. суду не представлено, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, требования истца в указанной части также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
[СКРЫТО] Л.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству образования <адрес> о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Шабалина Н.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий Шабалина Н.В.