Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.07.2021 |
Дата решения | 07.07.2022 |
Категория дела | О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства |
Судья | Бурлак Никита Валерьевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 6ca470fe-529e-3ccd-b8fd-8b9637c052e9 |
УИД 24RS0056-01-2021-006237-16
Дело № 2-1060/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2022 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Бурлака Н.В.,
при ведении протокола секретарем Дементьевой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного [СКРЫТО] к МКУ <адрес> «УКС», администрации <адрес>, МО <адрес> в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] предъявил в суд иск в интересах неопределенного круга лиц к МКУ <адрес> «УКС», администрации <адрес>, МО <адрес> в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на МКУ <адрес> «УКС», администрацию <адрес>, обязанности очистить территорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «для многоквартирной застройки», от строительных, твердых коммунальных отходов в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, а также о возложении обязанности на ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» очистить территорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «для многоквартирной застройки», от строительных, твердых коммунальных отходов в месячный срок со дня вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что при проведении проверки по обращению гр. ФИО2 по факту несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, в ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на вышеуказанных земельных участках выявлен факт захламления почвы отходами (строительными, коммунальными). <адрес> захламления составляет около 0,5 га. Отходы накапливаются навалом непосредственно на почве. По совокупности приоритетных признаков происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду их можно отнести согласно ФККО, утвержденного приказом Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ № к отходам IV-V класса опасности. Это изделия из древесины; строительный мусор в виде битого кирпича и бетонных конструкций; строительный мусор, изделия из металла, автомобильные шины, упаковка полиэтиленовая и иные. По результатам проведенной проверки в адрес руководителя МКУ <адрес> «УКС» Красноярской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в ответе на которое МКУ <адрес> «УКС» сообщило о невозможности устранения выявленных нарушений ввиду отсутствия денежных средств на обозначенные в представлении цели, а также в силу того, что факт предоставления земельных участков в постоянное бессрочное пользование не является основанием для ликвидации несанкционированной свалки силами Учреждения.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Красноярского природоохранного [СКРЫТО] к ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» о возложении обязанности очистить территорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «для многоквартирной застройки», от строительных, твердых коммунальных отходов в месячный срок со дня вступления в силу решения суда выделены в отдельное производство.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного [СКРЫТО] ФИО3 заявленные исковые требования, с учетом уточнений и выделения требований к ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» в отдельное производство, поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика МКУ <адрес> «УКС» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №:35 передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в 2019 г. в целях строительства многоквартирных домов. При этом при передаче земельного участка на нем уже находился строительный и бытовой мусор. Учреждение деятельности на данном земельном участке не вело, поскольку денежные средства из бюджета города на проектирование и строительство многоквартирных домов в жилом районе Солонцы-2 до учреждения не доведены. Полагала, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку уборка муниципальных земельных участков от мусора относится к компетенции администрации соответствующих районов.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ обязанность не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы возложена не только на собственников земельных участков, но и на землепользователей и арендаторов земельных участков, в связи с чем, обязанность должна быть возложена на МКУ <адрес> «УКС», которому земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование.
Представитель ответчика МО <адрес> в лице ДМИиЗО администрации <адрес> ФИО6 действующая на основании доверенности, указала, что Департамент является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, вопрос о разрешении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Управление в области окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законам, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. К вопросам местного значения городских и сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается. Отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача 1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03» (поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером №35, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6)» принадлежит МО <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ передан в постоянное (бессрочное) пользование МКУ <адрес> «УКС».
В соответствии с актом обследования рельефа местности от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Красноярской природоохранной прокуратурой по обращению гр. ФИО2, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300298:35 находится несанкционированная свалка мусора, обнаружены твердые коммунальные отходы, отработанные шины, а также имеется строительный мусор (битый кирпич, сломанные бетонные плиты, стекло).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику МКУ <адрес> «УКС» направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства.
Согласно ответу руководителя МКУ <адрес> «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ в смету расходов Учреждения денежные средства из бюджета города на ликвидацию несанкционированных свалок на земельных участках не выделяются, так как это не входит в компетенцию учреждения. При этом при передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ <адрес> «УКС» на нем уже находился строительный и бытовой мусор, в связи с чем, ликвидация несанкционированной свалки, образованной на земельном участке до передачи его Учреждению, будет являться нецелевым расходованием бюджетных денежных средств. Учреждение деятельности на данном земельном участке не вело, поскольку денежные средства из бюджета города на проектирование и строительство многоквартирных домов в жилом районе Солонцы-2 до учреждения не доведены. Полагала, что организация работ и выполнение функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок возложена на районные администрации.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования территории земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:35 установлено, что на нем расположена несанкционированная свалка строительных, твердых бытовых коммунальных отходов высотой более 1 метра протяженностью около 30 метров.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени нарушения закона не устранены, в связи с чем, требования истца о возложении обязанности очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:35, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, от строительных и твердых коммунальных отходов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения об администрации района в <адрес>, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация:
- организует работу и выполняет функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок, вывозу мусора, собранного Трудовыми отрядами Главы города,
- выполняет работы по санитарной очистке, поддержанию чистоты на территории района на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на земельных участках и землях, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, органам государственной власти.
В материалы дела представлен муниципальный контракт на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории <адрес> в 2022 <адрес> муниципальный контракт заключен администрацией <адрес> в <адрес> с ООО «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад», которое обязалось оказать услуги по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории <адрес> в 2022 г. согласно Техническому заданию, а администрация <адрес> в <адрес> обязалась принять и оплатить услугу при максимальном значении цены контракта 11 130 855 руб.
При этом, как следует из информационного письма зам. руководителя администрации <адрес> в <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках заключенного муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ завершены работы по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельных участках, относящихся к неразграниченной государственной собственности, расположенных вблизи земельного участка с кадастровым номером № на территории лесополосы. Территория самого земельного участка с кадастровым номером №35 предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование МКУ <адрес> «УКС», в связи с чем, согласно пп. 5 п. 1.3 и п. 2.1 Правил благоустройства территории <адрес> администрация района не имеет полномочий по принятию мер в отношении данного земельного участка.
Согласно п. 1.3 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-378, лицами, ответственными за благоустройство, являются собственники земельных участков, зданий (включая жилые дома), помещений в них, сооружений, объектов благоустройства, за исключением следующих случаев: в случае если объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, лицом, ответственным за благоустройство, является лицо, которому объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
В соответствии с 2.1 Указанных Правил благоустройства территории <адрес> лица, ответственные за благоустройство зданий, строений, сооружений, прилегающей к ним территории, должны обеспечивать их надлежащую эксплуатацию, проведение текущего и капитального ремонта в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.
Учитывая данные положения, а также тот факт, что на переданном в постоянное (бессрочное) пользование МКУ <адрес> «УКС» земельном участке с кадастровым номером № как следует из представленных к актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ фотоматериалов, какие-либо объекты благоустройства (к которым Правила относят декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, заборы (ограждения) и другие объекты, используемые как составные части благоустройства – п. 1.2 Правил) отсутствуют, суд полагает, что ссылка зам. руководителя администрации <адрес> в <адрес> ФИО8 на указанные нормативные акты не может быть принята судом во внимание.
Кроме того, в соответствии с ответом руководителя МКУ <адрес> «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ никакой деятельности на данном земельном участке Учреждением не велось, поскольку денежные средства из бюджета города на проектирование и строительство многоквартирных домов в жилом районе Солонцы-2 до учреждения не доведены. Доказательств обратного по правилам ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Указанное подтверждает доводы представителя МКУ <адрес> «УКС» о том, что земельный участок был передан с находящейся на нем несанкционированной свалкой.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Красноярского природоохранного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности очистить земельный участок с кадастровым номером № подлежат удовлетворению в отношении ответчика администрации <адрес>. В удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного [СКРЫТО] к иным ответчикам суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного [СКРЫТО] удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить от строительных и твердых коммунальных отходов территорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6)».
В удовлетворении исковых требований к иным ответчикам отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим. Копия верна.
Судья Н.В. Бурлак
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ