Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.07.2021 |
Дата решения | 13.10.2021 |
Статьи кодексов | ст.20.4 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Белокопытов Игорь Владимирович |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 09b11fda-dcf5-32de-bb69-f2ae1acf3206 |
№ 12-1205/2021
РЕШЕНИЕ
г.Красноярск 13 октября 2021 года
Судья Центрального районного суда г.Красноярска Белокопытов И.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска ФИО28 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО29 № № от 24.06.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО30 № № от 24.06.2021г. юридическое лицо - Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 203000 (двести три тысячи) рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска ФИО31 обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что при рассмотрении дела не были рассмотрены вопросы о вине юридического лица, о наличии у юридического лица возможности выполнения мероприятий по очистке сухой травы на землях, государственная собственность на которых не разграничена. Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска организует и координирует работу по капительному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети, при этом не вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не является хозяйствующим субъектом. Заказчиком работ по содержанию муниципальных территорий города выступает МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», работы по покосу травы выполняются в рамках заключенных муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства на территории города, а также по содержанию объектов улично-дорожной сети. МКУ г.Красноярска «УДИБ» осуществляет определение участков, на которых необходимо произвести соответствующие работы.
Кроме того, между Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска и МП «ДРСП Ленинского района», МП «САТП» заключены договоры №64 и №85 на оказание услуг по выкашиванию травы на территории г.Красноярска, в рамках которого осуществляются работы по выкашиванию травы. Также покос травы осуществляется в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в г.Красноярске в 2020-2021гг.
Представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю просил жалобу оставить без удовлетворения, полагая ее необоснованной.
Представитель департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела слушанием заявлено, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Заслушав мнение представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 2 постановления Правительства Красноярского края №215-п от 20.04.2021г. «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 00час. 00мин. 30.04.2021г. на территории г.Красноярска введен особый противопожарный режим.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 «О противопожарном режиме», содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п.67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из представленных материалов следует, что 26.05.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с юго-западной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Грунтовая, д.21«А»/1 в границах кадастрового квартала 24:50:0600188. В границах координатных точек земельного участка: 55.98310N 92.96040Е; 55.98330N 92.96030Е; 55.98330N 92.96010Е; 55.98300N 92.96020Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
26.05.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с южной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Шевченко, д.86 в границах кадастрового квартала 24:50:0500432. В границах координатных точек земельного участка: 55.99310N 93.03640Е; 55.99440N 93.03560Е; 55.99490N 93.03250Е; 55.99380N 93.03550Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
26.05.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с юго-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Верхняя, д.5«Г» в границах кадастрового квартала 24:50:0500444. В границах координатных точек земельного участка: 56.01820N 93.06690Е; 56.01820N 93.06720Е; 56.01820N 93.06750Е; 56.01830N 93.06740Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
30.05.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с северо-западной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Пугачева, д.44 в границах кадастрового квартала 24:50:0100464. В границах координатных точек земельного участка: 56.04700N 92.74590Е; 56.04690N 92.74580Е; 56.04690N 92.74550Е; 56.04710N 92.74540Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
31.05.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с северо-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Северное шоссе, д.7 «А», стр.10 в границах кадастрового квартала 24:50:0400403. В границах координатных точек земельного участка: 56.08580N 92.95710Е; 56.08470N 92.95390Е; 56.08570N 92.95380Е; 56.08660N 92.95640Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
01.06.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с юго-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Зарничная, д.19 в границах кадастрового квартала 24:50:0300294. В границах координатных точек земельного участка: 56.09100N 92.89870Е; 56.09190N 92.89780Е; 56.09270N 92.89820Е; 56.09150N 92.89990Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
02.06.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с юго-западной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Кразовская, д.10«Г» в границах кадастрового квартала 24:50:0400408. В границах координатных точек земельного участка: 56.10800N 93.02320Е; 56.10840N 93.02150Е; 56.10830N 93.02300Е; 56.10810N 93.02360Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
02.06.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с юго-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, пр.Ульяновский, д.4«И» в границах кадастрового квартала 24:50:0400184. В границах координатных точек земельного участка: 56.05400N 92.98680Е; 56.05380N 92.98700Е; 56.05370N 92.98700Е; 56.05380N 92.98650Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
03.06.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с северо-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, Остров Татышев, 5/2 в границах кадастрового квартала 24:50:0400418. В границах координатных точек земельного участка: 56.02810N 92.95260Е; 56.02800N 92.95240Е; 56.02810N 92.95220Е; 56.02820N 92.95250Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
03.06.2021г. произошел пожар сухой травянистой растительности на участке местности, расположенном с северо-восточной стороны от здания по адресу: г.Красноярск, ул.Монтажников, 63/3 в границах кадастрового квартала 24:50:0600189. В границах координатных точек земельного участка: 55.97260N 92.94910Е; 55.97250N 92.94850Е; 55.97280N 92.94860Е; 55.97280N 92.94920Е не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности участка местности.
Таким образом, юридическое лицо - Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска допустило нарушение требований пожарной безопасности, а именно - требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ, п.п.67 Правил противопожарного режима, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вина Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 24.06.2021г., подтверждается:
-протоколом осмотра территорий от 27.05.2021г. с фототаблицей,
-рапортами дознавателя ОД ОНД и ПР по г.Красноярску от 26.05.2021г.,
-сведениями информационного портала Росреестра,
-уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 03.06.2021г.,
-донесением о пожаре от 26.05.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №896 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 27.05.2021г. с фототаблицей,
-протоколами опроса свидетеля ФИО32 от 30.05.2021г.,
-протоколами опроса свидетеля ФИО33 от 30.05.2021г.,
-протоколами осмотра свидетеля ФИО34 от 30.05.2021г.,
-уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 21.06.2021г.,
-донесением о пожаре от 26.05.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №897 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 27.05.2021г. с фототаблицей,
-донесением о пожаре №170 от 26.05.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №898 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 31.05.2021г. с фототаблицей,
-протоколом опроса свидетеля ФИО35 от 30.05.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО36 от 30.05.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО37 от 30.05.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №915 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 01.06.2021г. с фототаблицей,
-протоколом опроса свидетеля ФИО38 от 01.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО39 от 01.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО40 от 01.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО41 от 01.06.2021г.,
-рапортом дознавателя ОД ОНД и ПР по г.Красноярску от 31.05.2021г.,
-донесением о пожаре от 31.05.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №916 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 03.06.2021г. с фототаблицей,
-рапортом дознавателя ОД ОНД и ПР по г.Красноярску от 01.06.2021г.,
-донесением о пожаре от 01.06.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №922 от 16.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО42 от 01.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО43 от 01.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО44 от 01.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 03.06.2021г. с фототаблицей,
-рапортами дознавателя ОД ОНД и ПР по г.Красноярску от 02.06.2021г.,
-уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 10.06.2021г.,
-донесениями о пожаре от 02.06.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №924 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотр а территории от 03.06.2021г. с фототаблицей,
-протоколом опроса свидетеля ФИО45 от 05.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО46 от 05.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО47 от 05.06.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №925 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территории от 04.06.2021г. с фототаблицей,
-протоколом опроса свидетеля ФИО48 от 06.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО49 от 06.06.2021г.,
-протоколом опроса свидетеля ФИО50 от 06.06.2021г.,
-рапортами дознавателя ОД ОНД и ПР по г.Красноярску от 03.06.2021г.,
-донесением о пожаре №52 от 03.06.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №927 от 16.06.2021г.,
-протоколом осмотра территорий от 04.06.2021г. с фототаблицей,
-объяснением ФИО51 от 03.06.2021г.,
-объяснением ФИО52 от 03.06.2021г.,
-объяснением ФИО53 от 03.06.2021г.,
-объяснением ФИО54 от 03.06.2021г.,
-уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 08.06.2021г.,
-донесением о пожаре от 03.06.2021г.,
-протоколом об административном правонарушении №928 от 16.06.2021г.,
-положением о департаменте городского хозяйства,
-выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.
Приведенные выше доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, соответствуют положениям ст.26.2 КоАП РФ, в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется, в связи с чем, доводы заявителя об отсутствии вины юридического лица нахожу несостоятельными.
Пунктом 67 Правил противопожарного режима установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих территорий Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ отнесено к вопросам местного значения городского поселения, городского округа, внутригородского район (п. 9 ч.1 ст. 14, п. 10 ч.1 ст. 16, п. 4 ч.1 ст. 16.2).
Распоряжением администрации г.Красноярска от 01.07.2011г. №84-р «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска» определены задачи указанного органа, в числе которых - организация благоустройства и озеленения территории города (п.2.6 Положения).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013. №В-378 утверждены «Правила благоустройства территории города Красноярска», п.6.3 которых определено, что лица, ответственные за благоустройство, обязаны обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска является органом администрации г.Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью г.Красноярска, в том числе - земельными и лесными участками, а также распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г.Красноярска от 23.05.2013г. №110-р.
Пунктом 3.9 Программы мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г.Красноярска на 2019-2023гг., п.п.11-13 Перечня мероприятий по противопожарному обустройству г.Красноярска, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ и иных объектов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров на территории г.Красноярска, утвержденных Первым заместителем Главы г.Красноярска ФИО55, установлено, что со сходом снежного покрова департаменту городского хозяйства администрации города необходимо произвести своевременную уборку сухой травянистой растительности, а также запретить разведение костров, сжигание отходов и тары, пользование открытым огнем для любых целей на территории города.
В соответствии со ст.63 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности, обеспечение которых отнесено к вопросам местного значения, включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации г.Красноярска, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города.
Таким образом, Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска является юридическим лицом, ответственным за благоустройство и содержание указанных выше земельных участков.
На основании изложенного, к доводам жалобы о том, что у Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска отсутствовала возможность выполнения мероприятий по очистке сухой травы на землях, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент не осуществляет хозяйственной деятельности, заказчиком работ по содержанию муниципальных территорий города выступает МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», работы по покосу травы выполняются в рамках заключенных муниципальных контрактов, суд относится критически, расценивая их как способ защиты с целью избежать административной ответственности.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличием обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения – постановление от 26.05.2020г. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ).
Наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы заявителя об отмене постановления не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО56 № № от 24.06.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, - оставить без изменения, а жалобу представителя Департамента городского хозяйства г.Красноярска ФИО57 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.В. Белокопытов