Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.11.2018 |
Дата решения | 20.11.2018 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 20.4 ч.1 |
Судья | Агапова Галина Владимировна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 84cf0e2b-9dcc-3d5a-9618-93dc8bbecc09 |
№ 12-1129/2018
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск «20» ноября 2018 года
ул. Коммунистическая, д. 1
Судья Центрального районного суда города Красноярска Агапова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Синотова Е.В., действующего в интересах юридического лица – Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска на постановление № заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО1 от 02.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица – Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска,
установил:
Постановлением № заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО1 от 02.10.2018 года юридическое лицо – Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 151 000 рублей.
Представитель Синотов Е.В., действующий в интересах юридического лица – Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, не согласившись с постановлением, обратился в суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе указал, что должностным лицом при рассмотрении дела не был рассмотрен вопрос о вине юридического лица - Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска. Не рассматривался вопрос о наличии у юридического лица возможности соблюдения всех норм и правил, о мерах, какие данное лицо могло принять в целях соблюдения норм. Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска является органом администрации г. Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, организации обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, а также водоснабжения, водоотведения, участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, решения вопросов, связанных с организацией мероприятий по охране окружающей среды Организационно-правовая форма –муниципальное казенное учреждение. Учитывая то, что департамент является органом местного самоуправления, он не осуществляет хозяйственной деятельности, приносящей доход, не имеет самостоятельных источников поступления средств, финансирование его деятельности полностью осуществляется за счет средств бюджета г. Красноярска. В этой связи, при рассмотрении дела не рассматривался вопрос, за счет каких средств департамент мог устранить выявленные нарушения, имелись ли данные средства, мог ли департамент использовать бюджетные средства для устранения нарушений с учетом целевого финансирования в рамках бюджетного процесса. Учредителем департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска является администрация г. Красноярска, в Положении о департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденном распоряжение администрации г. Красноярска от 01.07.2011 №84-р, отсутствуют положения о выполнении департаментом функций, задач, осуществлении деятельности по приведению здания, занимаемого департаментом в соответствие с действующими противопожарными нормами. Таким образом, правомочия департамента, как юридического лица, ограничены его учредительным документом, в связи, с чем департамент не мог принимать мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Данные меры обязан принимать собственник помещений в здании по ул. Парижской коммуны, 25- муниципальное образование г. Красноярска в лице органа, уполномоченного на управление и распоряжение городской собственностью – департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. В соответствии с п.п. 1,25,63 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.05.2013 №110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью г. Красноярска, управляет и распоряжается муниципальным имуществом, осуществляет функции по организации работы, связанной с содержанием объектов городской казны. Учитывая то, что данные вопросы не рассматривались должностным лицом, считает установленным факт того, что вопрос о виновности департамента не был рассмотрен и не был установлен, в связи, с чем состав административного правонарушения, вменяемого департаменту, отсутствует.
Представитель заявителя ДГХ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю возражал против доводов жалобы, представил отзыв на жалобу представителя ДГХ, из которого следует, что он возражает против доводов жалобы заявителя, полагает, что постановление от 02.10.2018 г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Суд, заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно материалам дела, на основании статьи 6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) от 27.08.2018 года №, подписанным главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3, в период с 16.00 часов до 18.00 часов 17.09.2018 года, с 15.00 часов до 16.00 часов 19.09.2018 года проведена внеплановая проверка в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, эксплуатирующего помещения здания расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 25.
В ходе проверки 19.09.2018 года в 16 часов 00 мин непосредственно выявлено нарушение требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СНиПа 2.01.02.85 «Противопожарные нормы», СНиПа 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в здании расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 25, а именно:
- Технический этаж используется для хранения бумаги (организованы три склада под хранение бумаги), п. 23 (б) Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
- Техническое помещение - лифтерная (№2 по тех. паспорту) на шестом этаже не выделено противопожарными перегородками 1-го типа, ч. 2 ст. 64, ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.6.4 Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», что не противоречит: п. 3.21 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Техническое помещение - электрощитовая (№8 по тех. паспорту) в подвальном этаже не выделено противопожарными перегородками 1-го типа, ч. 2 ст. 64, ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.6.4 Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», что не противоречит: п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;
- Ширина эвакуационных выходов из актового зала на 5 этаже с 45-ю посадочными местами менее чем 0,8 м. (0,75 м), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
-Отсутствует документальное удостоверение соответствия строительных материалов, применяемых для отделки путей эвакуации людей требованиям технических регламентов (не представлены сертификаты пожарной безопасности на линолеум в южной части коридора 5-ого этажа), ст. 1, ст. 33 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 4 ст. 145, ч. 7 (10) ст. 146 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Ширина общего коридора 3 этажа менее чем 1 м, с учетом, что двери пом. №34, 35 (по тех. паспорту) с шириной полотна 0,9 м открываются из помещений в данный коридор (1,4м)(3-й этаж), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
-Ширина общего коридора 4 этажа менее чем 1 м, с учетом, что двери пом. №12 (по тех. паспорту) с шириной полотна 0,8 м открываются из помещений в данный коридор (1,35м)(4-й этаж), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Ширина эвакуационного выхода из коридора 5-го этажа в северную лестничную клетку менее 0,8 м. (0,75 м), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Ширина эвакуационного выхода из коридора 2-го этажа в северную лестничную клетку менее 0,8 м (0,76 м), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Ширина общего коридора 1 этажа менее чем 1 м, с учетом, что двери пом. №11, 9, 4 (по тех. паспорту) с шириной полотна 0,8 м открываются из помещений в данный коридор (1,3м), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Ширина эвакуационного выхода ведущего из холла 1 -го этажа на тыльную сторону здания менее 0,8 м (0,77 м), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.6 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Дверь эвакуационного выхода ведущего из северной лестничной клетки наружу открывается не по направлению выхода из здания, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит п. 4.12 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли (не представлены протоколы испытаний), п. 21 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
- Отсутствует второй эвакуационный выход со 2 по 5 этажи здания (центральная лестница - открытая лестница 2-го типа не является эвакуационной), ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 53. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.14 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», что не противоречит: п. 4.19 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»;
- Ограждающие конструкции лифтовой шахты не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа (проемы на 1 - 5-ых этажах в общие коридоры не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 30), ч. 1 ст. 6, ч. 15, 16 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что не противоречит: п. 3.21, 3.4 СНиП 2.01.02.85 «Противопожарные нормы»
за что предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров. Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ, пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Помещением, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 25, Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска пользуется и распоряжается на праве оперативного управления, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 28.01.2009г. №, №, №, №, №, №, №, №, от 30.12.2014г. №, от 30.01.2012г. №.
Выявленные нарушения, свидетельствуют о факте несоблюдения Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска требований пожарной безопасности, за что предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вина Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в целом в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе:
-протоколом № об административном правонарушении от 19.09.2018г.;
-распоряжением №-р л/с от ДД.ММ.ГГГГ;
-положением о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска;
-свидетельством о постановке на учет в налоговом органе;
-свидетельствами о государственной регистрации права;
-распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки юридического лица № от 27.08.2018 года;
-протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.09.2018 года;
-фото-таблицей № от 17.09.2018 г., а также другими представленными документами.
В настоящем судебном заседании установлено, что обжалуемое постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям КоАП РФ. При этом все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены.
При рассмотрении дела по существу, должностным лицом полно и всесторонне установлены все фактические обстоятельства, они полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, исследованными также в ходе судебного заседания, и получившими правильную оценку в постановлении.
Таким образом, вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и виновности Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.
Доводы об отмене вынесенного постановления за отсутствием состава административного правонарушения, суд отклоняет, поскольку нарушения имеют место быть, что не оспаривается представителем Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, руководствуясь положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить назначенное Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска административное наказание в виде штрафа в размере 151 000 (ста пятидесяти одной тысячи) рублей до 77 000 (семидесяти семи тысяч) рублей, которое, по мнению суда, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
Жалобу представителя Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска удовлетворить частично:
Постановление № заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО1 от 02.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица – Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска - изменить: снизить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 151 000 рублей – до 77 000 (семидесяти семи тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Судья Г.В. Агапова