Дело № 11-27/2017 (11-281/2016;), апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край)
Дата поступления 18.11.2016
Дата решения 17.01.2017
Категория дела Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций
Судья Чернова Наталья Евгеньевна
Результат оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID fdd530c0-552b-3a01-a58e-308bd2ed1b64
Стороны по делу
Истец
******* *.*.
Ответчик
***** *********** *********** ** *** ****** ** ************* ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Гражданское дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 января 2017 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – Черновой Н.Е.

при секретаре - ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МВД России по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов на погребение,

УСТАНОВИЛ:

16.08.2016г. мировым судьей судебного участка №<адрес> ФИО3 постановлено решение по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов на погребение, которым частично удовлетворены исковые требования:

«Взыскать с ГУ МВД России по <адрес> в пользу ФИО1 расходы, понесенные на изготовление памятника 10701 рубль, по установке памятника 5929 рублей, а также расходы по госпошлине 665 рублей 20 копеек, а всего 17295 рублей 20 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов на погребение – отказать».

Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик ГУ МВД России по <адрес> обратился с апелляционной жалобой, полагает решение суда необоснованным и подлежащим отмене вследствие неправильного применения материального права. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994г. «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» утверждены перечень и нормы расходов на погребение погибшего сотрудника по последнему месту прохождения военной службы за счет средств федеральных органов исполнительной власти. Согласно п.38 Приказа МВД России от 31.12.2002г. «Об утверждении инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел РФ, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников» для производства оплаты расходов заявителем должны быть представлены следующие документы: заявление на имя руководителя; счета (квитанции, квитанции к приходному кассовому ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление, установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего) и его заверенная копия; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника ВОВ либо инвалида ВОВ; документ, подтверждающий прохождение службы в органах внутренних дел, либо органов, правопреемником которых они являются. Из материалов дела следует, что доказательством оплаты указанной услуги является товарный чек. Истцом не представлены допустимые доказательства в подтверждение понесенных расходов. Суды РФ, как и суды других государств, могут принимать в качестве доказательств официальные иностранные документы. По общему правилу документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются при условии их легализации органом МИДа РФ. Особенности оформления документов иностранного происхождения состоит в необходимости легализации, т.е. подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах, перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в РФ. В настоящее время Россия является участником только одной международной конвенции, предусматривающей освобождение иностранных официальных документов от легализации или других формальностей – Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22.01.1993г. <адрес>). Участниками Минской конвенции помимо России являются 11 государств, в том числе Украина. В соответствии со ст.13 Минской конвенции документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого-либо удостоверения. При этом документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов. При толковании термина «официальные документы» следует исходить из его общепринятого в международном обороте значения этой правовой категории, ориентируясь прежде всего на ее расширительное и благоприятное для международного гражданского оборота толкование. В связи с тем, что товарный чек индивидуального предпринимателя исходит не от официальных органов государства, следовательно, указанный документ, происходящий из-за границы и предназначенный для использования в России, должен быть легализован российским консулом на территории соответствующего иностранного государства. Представленный в материалы дела товарный чек, составленный на украинском языке, не имеет перевода, удостоверенного в установленном законом порядке, что по смыслу ст.60 ГПК РФ также свидетельствует о недопустимости указанного документа в качестве доказательства. Требования к оформлению расчетного документа, исходящего от иностранного государства, не могут быть определены посредством толкования в соответствии с Российским правом. При их установлении должно применяться иностранное право. Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000г. «Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» разработано Положение о форме и содержании расчетных документов. Согласно п.3.2 раздела 3 указанного положения расчетный документ, в том числе товарный чек должен содержать обязательные реквизиты, в частности название и адрес хозяйственной единицы. Просит отменить решение мирового судьи, принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещалась надлежащим образом, о причине неявки не сообщила.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> ФИО4 требования апелляционной жалобы поддержала.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации Панфилова И.Ю. считает требования апелляционной жалобы обоснованными.

Суд, в силу ст.327, 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанной статьи погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат: умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет.

Нормы расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460.

Пунктом 2 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1272 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников" установлено, что за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется погребение:

сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших при прохождении службы или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

погибших (умерших) граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность службы 20 и более лет;

участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности службы.

Согласно п.32 данного Приказа погребение погибших (умерших) сотрудников и лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, производится за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации из федерального бюджета. Оплате подлежат следующие ритуальные услуги:

оформление документов, необходимых для погребения умершего;

перевозка умершего в морг, услуги морга;

предоставление и доставка гроба, урны, венка;

перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);

погребение (кремация).

На основании п.37 Приказа возмещение расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников производится родственникам погибших (умерших) или лицам (юридическим и физическим), взявшим на себя организацию увековечивания памяти, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п.38 Приказа для производства оплаты заявителем должны быть представлены следующие документы:

заявление на имя руководителя;

счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

свидетельство о смерти погибшего (умершего) и его заверенная копия;

справка о месте захоронения погибшего (умершего);

удостоверение участника Великой Отечественной войны либо инвалида Великой Отечественной войны;

документ, подтверждающий прохождение службы в органах внутренних дел, либо органов, правопреемником которых они являются.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460 (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 245) "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения, - до 29644 рублей.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцом ФИО1 понесены расходы на погребение ее умершего 13.09.2013г. супруга ФИО5, ветерана МВД, погребенного в <адрес> (Украина). Также истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробного памятника: изготовление памятника – обелиск -2500 гривен, тумба – 1000 гривен, цветник – 800 гривен, полировка воском – 1000 гривен, художественные работы – 2350 гривен; установка памятника - бетонные работы – 2000 гривен, монтажные работы – 1000 гривен, плитка и облицовочные работы – 2500 гривен, доставка – 1000 гривен. Всего истцом понесены расходы в сумме 14150 гривен (по курсу гривны по отношению к рублю по состоянию на 29.05.2015г. – 34809 рублей), что подтверждается товарным чеком от 29.05.2015г. . Ответчик ГУ МВД России по <адрес> частично возместил ФИО1 расходы в размере 8118руб. за приобретенный товар (обелиск и цветник) на основании предъявленного истцом товарного чека.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о том, что указанный документ был принят во внимание ответчиком, о чем свидетельствует произведенная истцу выплата денежных средств.

Учитывая, что ответчик выплатил истцу возмещение частично в сумме 8118руб., кроме того, содержание товарного чека изложено на русском языке, содержит читаемый текст, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов, понесенных на изготовление памятника 10701 рубль, по установке памятника 5929 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов на погребение оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по <адрес> - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.Е. Чернова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) на 18.11.2016:
Дело № 9а-1328/2016 ~ М-7553/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 25.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9а-1326/2016 ~ М-7551/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 25.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-43/2017 ~ М-7571/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 23.01.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2160/2017 (2-9585/2016;) ~ М-7579/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 27.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Горпинич Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-26/2017 (11-280/2016;), апелляция
  • Дата решения: 17.01.2017
  • Решение: оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-1333/2016 ~ М-7558/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 25.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9а-1331/2016 ~ М-7556/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 25.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-1819/2017 (2а-9225/2016;), первая инстанция
  • Дата решения: 16.01.2017
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-1327/2016 ~ М-7552/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 25.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ