Дело № 12-35/2023, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Уярский районный суд (Красноярский край)
Дата поступления 06.06.2023
Статьи кодексов ст.8.32 ч.1 КоАП РФ
Результат Оставлено без изменения
Судебное решение Есть
ID b0c28fe1-5d10-40b4-b561-a06620471b77
Стороны по делу
Ответчик
************* ******** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 12-35/2023

УИД 24RS0046-01-2023-002561-63

РЕШЕНИЕ

г. Уяр Красноярского края 04 июля 2023 года

Судья Уярского районного суда Красноярского края Альбрант А.В.,

рассмотрев жалобу администрации Уярского района Красноярского края на постановление и.о. директора Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 18.04.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 18.04.2023 года юридическое лицо – Администрация Уярского района Красноярского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Администрация Уярского района Красноярского края, не согласившись с вышеуказанным постановлением от 18.04.2023 года, обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на то, что постановление незаконно и необоснованно, производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Лесной пожар произошел 28.04.2022 года на территории государственного лесного фонда: Красноярский край, <адрес>», квартал , выделы №, квартал , выделы №, Собственником земельного участка, согласно выписке из ЕГРН, является муниципальное образование Уярский район Красноярского края. Администрация Уярского района не имела возможности выполнить работы по противопожарной безопасности, так как денежные средства на организацию минерализованных полос вдоль земельных участков в бюджете района на 2022 год не заложены. Письмом от 09.03.2022 года отдел имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района обращался в финансовое управление администрации Уярского района о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на выполнение работ по устройству минерализованных полос. В выделении денежных средств отказано из-за отсутствия в районном бюджете дополнительных источников ассигнований (письмо от 16.03.2022 года). На обращение администрации Уярского района Красноярского края в Уярский районный Совет депутатов Красноярского края, письмом от 28.06.2022 года отказано в выделении бюджетных ассигнований. Считает, что лицо не может признаваться виновным в совершении административного правонарушения, если у него отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, о чем в том числе может свидетельствовать отсутствие финансирования на эти цели. Кроме того, в обжалуемом постановлении указано, что причиной лесного пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу. При этом, в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих сведения об очаге пожара, о путях его распространения: схема к акту натурального осмотра неинформативна – нет географических координат, обозначений места расположения земельного участка, граничащего с лесным фондом, лесной участок (квартал, выдел) не указан: нет подтверждающих данных о направлении скорости ветра в день возникновения пожара. Кроме того считает, что при вынесении обжалуемого постановления нарушена процедура привлечения к ответственности. 28.04.2022 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для установления причин пожара и виновных лиц по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе, путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. КГКУ «Лесная охрана» определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении вынесено 07.06.2022 года, то есть за пределами срока проведения расследования. По результатам административного расследования, проведенного на основании вынесенного определения от 28.04.2022 года составлен протокол от 16.12.2022 года. О дате, месте и времени составления и подписания протокола администрация уведомлена телеграммой от 08.12.2022 года. В адрес администрации направлено 11 телеграмм, при этом, из их текста не представлялось возможным определить, какое нарушение вменялось администрации Уярского района, не указаны обстоятельства и действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не указано конкретное дело. 23.12.2022 года администрацией Уярского района получен протокол об административном правонарушении от 16.12.2022 года. Телеграммой от 06.03.2023 года администрация Уярского района уведомлена, что 10.03.2023 года состоится составление и подписание протокола по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, из текста телеграммы также не представилось возможным определить какое нарушение вменялось администрации Уярского района, не указаны обстоятельства и действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не указано конкретное дело. Кроме того 06.03.2023 года администрацией Уярского района получено 5 телеграмм одинакового содержания, отличающихся лишь назначенным временем (в 10-00,10-30, 11-00, 11-30, 12-00). 16.03.2023 года администрацией Уярскорго района получен протокол от 10.03.2023 года. Телеграммой от 16.03.2023 года администрация Уярского района уведомлена, что 24.03.2023 года состоится составление и подписание протокола по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, из текста телеграммы также не представилось возможным определить, какое нарушение вменялось администрации Уярского района. 16.03.2023 года администрацией Уярского района получено 6 телеграмм одинакового содержания, отличающихся лишь назначенным временем (в 10-00,10-30, 11-00, 11-30, 12-00). То есть, после проведения административного расследования, назначенного определением от 28.04.2022 года составлено 3 (три) протокола об административном правонарушении – от 16.12.2022 года, от 10.03.2023 года, от 24.03.2023 года. Кроме того, в обжалуемом постановлении неверно указан порядок его обжалования.

Просит постановление по делу об административном правонарушении от 18.04.2023 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении получена заявителем 27.04.2023 года, жалоба подана в установленный КоАП РФ срок.

Представитель администрации Уярского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы и административный материал, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 30.05.2023) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В судебном заседании установлено, что в КГКУ «Лесная охрана» из краевого государственного бюджетного учреждения «Уярское лесничество» (далее - КГБУ «Уярское лесничество») поступило сообщение о лесном пожаре , возникшем 28.04.2022 года на территории государственного лесного фонда: <адрес> квартал , выделы № , , квартал , выделы № , 14.

По результатам рассмотрения материалов о лесном пожаре , главным государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Махлайдом А.К. вынесено определение от 28.04.2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для установления причин пожара и виновных лиц по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Согласно акту о лесном пожаре от 29.04.2022 года, установлено, что 28.04.2022 года работниками Уярской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» был обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности пожар на площади 4,0 га в квартале , выделе <адрес>. Удаление данного лесного пожара от <адрес> <адрес>

Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 15,0 га. Причиной лесного пожара, согласно акту о лесном пожаре от 29.04.2022 года, послужил переход огня с земель иных категорий.

28.04.2022 года главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Махлайдом А.К., при участии зам. начальника Уярской ЛПС KГАУ «Лесопожарный центр» Лосева А.В., осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в квартале , выделах № , , в квартале , выделах № , <адрес>» и прилегающей к нему территории.

В ходе осмотра установлено, что местом лесного пожара является участок лесного фонда, расположенный в Уярском сельском участковом лесничестве совхоз «Балайский», КГБУ «Уярское лесничество», квартал , выделы № , и квартал , выделы № , в 7,0 км от <адрес>. На момент окончания осмотра лесной пожар полностью ликвидирован. Время ликвидации – 21 час 30 минут 28.04.2022 года. Площадь, пройденная пожаром, составляет 15,0 га. На осматриваемой территории лесного массива преобладающей породой является береза. Рельеф местности относительно однородный, равнинный. В зоне пожара наблюдается выгорание верхнего слоя сухой лесной подстилки, высота нагара на стволах деревьев породы береза составляет в среднем 0,5 м. Вышеуказанные признаки указывают, что произошедший лесной пожар относится к категории низового, беглого, средней интенсивности. Расположение нагара на стволах деревьев породы береза свидетельствует о западном направлении ветра и распространения огня на пожаре. Юго-западнее площади пройденной огнем расположены земли сельскохозяйственного назначения. Вышеуказанные земли не подвергнуты агротехнической обработке, вся площадь была покрыта прошлогодней травой. Минерализованная полоса по периметру данного участка находится в неудовлетворительном состоянии. Неудовлетворительное состояние минерализованной полосы по периметру поля способствовало перехода огня в лесной фонд. Координаты месте возникновения пожара широта: <данные изъяты>, долгота: <данные изъяты> Людей, автомобилей или каких-либо следов в период тушения лесного пожара не обнаружено. Объектов и сооружений на месте пожара нет.

Причина лесного пожара: переход огня с земель иных категорий.

По результатам осмотра составлен акт осмотра места возникновения лесного пожара, площади, пройденной огнем от 28.04.2022 года , сделана фототаблица, схема к акту осмотра, представлены объяснения руководителя тушения лесного пожара – заместителя Уярской ЛПС КГКАУ «Леспопожарный центр» Лосева А.В. от 20.05.2022 года, водителя Уярской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» Нильмаера В.Г. от 20.05.2022 года.

По сведениям Публичной кадастровой карты на сайте https://egrp365.ru земельный участок, примыкающий к выделам № , квартала , выделам № , квартала Уярского сельского участкового лесничества совхоз «Балайский», КГБУ «Уярское лесничество», имеет кадастровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.06.2022 года № КУВИ-, земельный участок с кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, находится в собственности с 16.02.2017 года у юридического лица – Администрации Уярского района Красноярского края.

Статьей 2 Устава Уярского района Красноярского, края, принятого решением Уярского районного Совета депутатов от 24.04.1997 № 4-3 (далее - Устав), установлено, что Уярский район Красноярского края (далее по тексту Устава, также — муниципальный район, pайон, муниципальное образование) является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами, Уставом и Законами Красноярского края и настоящим Уставом.

В состав Уярского района входят: городское поселение — город Уяр;

- сельские поселения: Авдинский сельсовет, Балайский сельсовет, Восточный сельсовет, Громадский сельсовет, Новопятницкий сельсовет, Рощинский сельсовет, Сухонойский сельсовет, Сушиновский сельсовет, Толстихинский сельсовет.

Согласно п. 1 ст. 39 Устава, Администрация Уярского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В п. 2 ст. 39 Устава указано, что Администрация района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Статьей 61.3 Устава закреплено, что Администрация Уярского района от имени района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Совета депутатов.

Также статьей 69.2 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Обжалуемым постановлением от 18.04.2023 года , вынесенным КГКУ «Лесная охрана», администрация Уярского района Красноярского края привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно: нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства.

Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: в нарушении пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах.

Факт совершения администрацией Уярского района Красноярского края административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении от 24.03.2023 года, объяснениями Лосева А.В. и Нильмаера В.Г. от 20.05.2022 года, актом натурного осмотра лесного участка от 28.04.2022 года, схемой к акту осмотра от 28.04.2022 года, фототаблицей, актом о лесном пожаре от 29.04.2022 года, схемой лесного пожара от 29.04.2022 года, Уставом Уярского района Красноярского края, представлением -ПРЕД-2023 от 18.04.2023 года, выпиской из ЕГРН от 07.06.2022 года.

Проверив собранные по делу доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для рассмотрения дела, дав правильную юридическую оценку действиям юридического лица – Администрации Уярского района Красноярского края, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно установило обстоятельства дела и обоснованно пришло к выводу о доказанности вины юридического лица – Администрации Уярского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины администрации Уярского района Красноярского края в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств об очаге пожара, путях его распространения, об отсутствии финансирования на выполнение работ по устройству минерализованных полос, подлежат отклонению, поскольку из представленных материалов следует, что пожар возник на участке, находящемся в собственности администрации Уярского района, причиной пожара является переход с земель иных категорий, отсутствие финансирования не освобождают администрацию Уярского района от выполнения требований закона по выполнению пожарной безопасности в лесах.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении администрации Уярского района о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, являются необоснованными. Так, из материала следует, что администрацией района получена телеграмма о дате и времени составления протокола по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, что позволяло юридическому лицу получить у должностного лица всю необходимую информацию в случае какой-либо неясности, неопределенности, а также не лишало возможности юридическое лицо представить какие-либо доказательства в обоснование своей правовой позиции.

Довод о том, что по делу об административном правонарушении составлено три протокола опровергаются определением от 25.01.2023 года, которым протокол от 16.12.2022 года возвращен для устранения недостатков и определением от 17.03.2023 года, которым протокол от 10.03.2023 года возвращен для устранения недостатков.

Доводы жалобы о нарушении должностными лицами срока административного расследования, предусмотренного ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, нельзя признать состоятельными, поскольку указанные обстоятельства не являются существенным нарушением процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях и не свидетельствуют о неправомерности привлечения администрации Уярского района Красноярского края к административной ответственности.

Таким образом, обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.

Постановление в достаточной мере мотивировано, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица – Администрации Уярского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена правильно, нарушений требований административного законодательства при вынесении постановления не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции инкриминируемой статьи КоАП РФ, а также с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в связи с чем, законных оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 18.04.2023 года о признании юридического лица – Администрации Уярского района Красноярского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8. 32 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу администрации Уярского района Красноярского края – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 суток с момента получения его копии..

Судья А. В. Альбрант

<адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты>
Дата публикации: 12.09.2023
Других дел, поступивших в Уярский районный суд (Красноярский край) на 06.06.2023 в базе нет.