Дело № 2-1028/2015 ~ М-949/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Сухобузимский районный суд (Красноярский край)
Дата поступления 02.11.2015
Дата решения 15.12.2015
Категория дела Прочие исковые дела
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID ec67d79b-63e9-3850-88ba-1d96cb37750e
Стороны по делу
Истец
************ ********* ******** * ******** ************* ****
Ответчик
************* ************** **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года <адрес>

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,

при секретаре Каргиной И.В.,

с участием представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> к администрации Сухобузимского сельсовета о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> обратилось в суд с иском к администрации Сухобузимского сельсовета о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, обнаруженные: в 300 метрах на юго-восток от д.Воробино (в 200 метрах справа от дороги Воробино-Сухобузимское), (GPS координаты: 56.4941783; 93.1999826); в 200 метрах на север от <адрес> (за <адрес>), (GPS координаты: 56.5119158; 93.3590913) в двухмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

Заявление мотивировано тем, что истцом проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных мест расположения отходов.

В ходе проведенного рейдового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ на территории Сухобузимского сельсовета <адрес> выявлены несанкционированные места расположения отходов на почве, указанные выше.

Несанкционированные свалки бытового мусора расположены в черте Сухобузимского сельсовета, администрация которого на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Ответчиком не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспонировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования признала, пояснила, что для ликвидации несанкционированных свалок требуются денежные средства, которые отсутствуют в бюджете муниципального образования и определенный период времени. Администрацией сельсовета принимаются меры для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, в населенных пунктах сельсовета установлены контейнеры, осуществляется их регулярная очистка. Несмотря на это, граждане все равно периодически вывозят бытовые отходы за пределы населенных пунктов сельсовета, образовывая несанкционированные свалки. Просит предоставить более длительный срок для ликвидации сволок, чем тот, который просит истец, поскольку требуются дополнительные денежные средства, а также в зимнее время ликвидировать свалки не представляется возможным, кроме того, территория Сухобузимского сельсовета является самой большой в <адрес>, в связи с чем ликвидировать одномоментно все свалки, находящиеся на территории сельсовета не представляется возможным.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

Часть 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ года-ФЗ: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено,что: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду,

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ - ст) сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).

Транспортирование отходов: деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том-числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Исходя из вышеуказанного примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных мест расположения отходов.

В ходе проведенного рейдового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ на территории Сухобузимского сельсовета <адрес> выявлены несанкционированные места расположения отходов на почве:

в 300 метрах юго-восточнее от д. Воробино (в 20 метрах от дороги Воробино-Сухобузимское);

в 200 метрах севернее <адрес> (за <адрес>), что подтверждается представленным актом обследования / от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии края.

Несанкционированная свалки бытового мусора расположены в черте Сухобузимского сельсовета.

На основании вышеуказанных норм администрация Сухобузимского сельсовета <адрес> на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Администрацией Сухобузимского сельсовета <адрес> не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

Истец вправе обращаться в суд о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в силу пункта 3.33 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ -п), статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 46 ГПК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, вместе с тем, полагает возможным установить более длительный срок исполнения решения суда, чем просит истец, в связи с наступлением зимнего периода, что существенно ограничивает возможности ответчика по ликвидации несанкционированных свалок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Сухобузимского сельсовета <адрес>
<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные:

в 300 метрах на юго-восток от д. <адрес> (в 20 метрах справа т дороги Воробино-Сухобузимское), (GPS координаты: 56.4941783; 93.1999826);

В 200 метрах на север от <адрес> (за <адрес>), (GPS координаты: 56.5119158; 93.3590913).

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Копия верна:

Судья Сухобузимского

районного суда С.А.Кузнецова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Сухобузимский районный суд (Красноярский край) на 02.11.2015:
Дело № 2а-1002/2015 ~ М-952/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 22.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1026/2015 ~ М-953/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 07.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-17/2016 (2-1004/2015;), первая инстанция
  • Дата решения: 05.04.2016
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-995/2015 ~ М-942/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 08.12.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-997/2015 ~ М-944/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 10.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-998/2015 ~ М-945/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 22.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-999/2015 ~ М-946/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 08.12.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-1000/2015 ~ М-947/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 22.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-996/2015 ~ М-943/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 09.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-994/2015 ~ М-941/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 21.12.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ