Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Сухобузимский районный суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.11.2015 |
Дата решения | 15.12.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b09e65df-ecca-3e57-8adf-988c9c5a8b48 |
Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
при секретаре Каргиной И.В.,
с участием ответчика ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> к администрации Атамановского сельсовета о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> обратился в суд с иском к администрации Атамановского сельсовета о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, обнаруженные: в 350 метрах на запад от <адрес>, справа от дороги Атаманово-Мингуль (GPS координаты: 56.4012397; 93.6058331); в 900 метрах на северо-запад от <адрес> (GPS координаты: 56.6087889; 93.6860847); в 00 метрах на юг от <адрес>), (GPS координаты:56.3898864; 93.4504795) в двухмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Заявление мотивировано тем, что истцом проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных мест расположения отходов.
В ходе проведенного натурного обследования ДД.ММ.ГГГГ на территории Атамановского сельсовета <адрес> выявлены несанкционированные места расположения отходов на почве, указанные выше.
Несанкционированные свалки бытового мусора расположены в черте Атамановского сельсовета, администрация которого на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ответчиком не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспонировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.
В судебном заседании ответчик – глава Атамановского сельсовета ФИО2 исковые требования признал, пояснил, что согласно муниципальному контракту от 06.0.2015 года на территории несанкционированной свалки <адрес> выполнены работы по организации (строительству) площадки временного накопления отходов потребления на территории района. Для ликвидации несанкционированных свалок требуются денежные средства не менее 4632000 рублей, которые отсутствуют в бюджете муниципального образования. Администрацией сельсовета принимаются меры для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, администрация регулярно обращается к главе района с просьбами выделить денежные средства для ликвидации свалок. Просит предоставить более длительный срок для ликвидации сволок, чем тот, который просит истец, поскольку требуются дополнительные денежные средства, а также в зимнее время ликвидировать свалки не представляется возможным.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
Часть 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено,что: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду,
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №- ст) сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).
Транспортирование отходов: деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том-числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Исходя из вышеуказанного примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных мест расположения отходов.
В ходе проведенного рейдового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ на территории Атамановского сельсовета <адрес> выявлены несанкционированные места расположения отходов на почве:
в 350 метрах на запад от <адрес>, справа от дороги Атаманово – Мингуль;
в 900 метрах на северо-запад от <адрес>;
в 100 метрах на юг от <адрес>, что подтверждается представленным актом обследования №/ от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии края.
Несанкционированныя свалки бытового мусора расположены в черте Атамановского сельсовета.
На основании вышеуказанных норм администрация Атамановского сельсовета <адрес> на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрацией Атамановского сельсовета <адрес> не предприняты достаточные меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Истец вправе обращаться в суд о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в силу пункта 3.33 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-п), статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 46 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, вместе с тем, полагает возможным установить более длительный срок исполнения решения суда, чем просит истец, в связи с наступлением зимнего периода, что существенно ограничивает возможности ответчика по ликвидации несанкционированных свалок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Атамановского сельсовета <адрес>
<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные:
в 350 метрах на запад от <адрес>, справа от дороги Атаманово-Мингуль (GPS координаты: 56.4012397; 93.6058331);
в 900 метрах на северо-запад от <адрес> (GPS координаты: 56.6087889; 93.6860847);
в 100 метрах на юг от <адрес> (GPS координаты: 56.3898864; 93.4504795).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Копия верна:
Судья Сухобузимского
районного суда С.А.Кузнецова