Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 29.04.2019 |
Дата решения | 29.07.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Севрюков Сергей Игоревич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 85397a79-ef28-38dd-adcd-cdcf8d3e8e12 |
копия
Дело № 2а-9002/2019
УИД № 24RS0048-01-2019-005674-60
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 июля 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Дарашкевич А.С.,
с участием представителя административного истца Андреева Н.А. – Фурс Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Никиты Александровича к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Андреев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (далее – ДМИЗО администрации г. Красноярска) о признании решения незаконным, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что Андреев Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Андреев Н.А. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в соответствии со схемой КПТ, площадью 3063 кв.м, в целях размещения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером № со всеми необходимыми документами. На данное заявление от ДМИЗО администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дан ответ № № об отказе в утверждении схемы расположении земельного участка на основании пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Вышеуказанный отказ Андреев Н.А. считает незаконным, поскольку на день утверждения Правил землепользования и застройки в 2015 году уже было выдано разрешение на строительство четырех жилых домов на вышеуказанном участке. Исходя из чего, полагает, что административному ответчику необходимо учесть жилое здание, принадлежащее административному истцу, и сформировать земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации здания.
Просит суд: признать незаконным отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 3063 кв.м, в целях размещения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>; обязать утвердить схему расположения земельного участка в срок, не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от 06.05.2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Красноярска.
В судебном заседании представитель административного истца Андреева Н.А. – Фурс Е.В. (по доверенности) заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Административный истец Андреев Н.А., представители административных ответчиков ДМИЗО администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили; в предварительно представленном в суд письменном отзыве на административное исковое заявление представитель ДМИЗО администрации г.Красноярска просил в удовлетворении требований административному истцу отказать.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав Фурс Е.В., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия незаконными.
На основании ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Исходя из ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно п. 49 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 г. № 110-р) Департамент утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п. 1 Регламента данная муниципальная услуга осуществляется ДМИЗО администрации г.Красноярска.
Действие настоящего Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления.
Муниципальная услуга по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предоставляется в случаях необходимости образования земельного участка или земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в целях:
1) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;
2) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;
3) образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если многоквартирный дом не расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории;
4) образования земельного участка для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
5) образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории;
6) исполнения вступивших в законную силу решений суда, обязывающих Департамент утвердить Схему КПТ.
В силу п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-недв, с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-недв, ЗАО «Сибагропромстрой» предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400128:101, общей площадью 53 079 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в целях эксплуатации нежилого здания.
Пунктом 12 распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ж утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ЗАО «Сибагропромстрой» выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства “Жилой комплекс «Новая Панорама» в квартале «I-Ц жилого района «Аэропорт»” (расположенного по адресу: <адрес>), 2 этап строительства – жилой <адрес>.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-недв присвоен адрес жилому дому № – 2-му этапу строительства: <адрес>; исходя из приложения к распоряжению, уполномоченным лицом утверждена план-схема расположения объектов недвижимости по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ЗАО «Сибагропромстрой» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 2-го этапа строительства – жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании договора на долевое участие в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ Андрееву Н.А. принадлежит на праве собственности <адрес> жилом <адрес> в <адрес>., - что следует из копии выписки из ЕГРН от 11.09.2017г.
ДД.ММ.ГГГГ Андреев Н.А. обратился в ДМИЗО администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 3063 кв.м, в целях размещения жилого <адрес> в <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:101.
По результатам рассмотрения обращения заявителю дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №А-7218 об отказе в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Свой отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Проект планировки и межевания Нового центра», что согласно пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы КПТ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что указанные административным ответчиком доводы в обоснование отказа от ДД.ММ.ГГГГ № А-7218 в утверждении схемы расположения земельного участка не могут служить препятствием для реализации Андреевым Н.А. как собственником помещения в многоквартирном доме на указанном земельном участке, принадлежащем в силу закона на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, - права на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка, поскольку надлежащих доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком в дело не представлено.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из содержания п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и статьи 262 ГК РФ, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории (ч. 1 ст. 41 Градостр. кодекса РФ).
Красные линии и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, включаются в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению (п. «а», «б» Градостроительного кодекса РФ), опубликованию в составе документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации (ч. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Между тем, административные ответчики, вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, не предоставили доказательств невозможности предоставления истребуемого земельного участка в собственность, в силу ограничений испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным законом запретом на предоставление земельных участков.
Административный истец как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, имеет право на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположено жилое помещение.
На момент утверждения Правил землепользования и застройки (2015 год) многоквартирный жилой дом, расположенный по указанному адресу, уже был возведен.
Таким образом, наличие данных Правил, само по себе, не может служить правовым препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку, в противном случае административный истец лишается гарантированной ему законом возможности оформить права на земельный участок под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
Вышеуказанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенный в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Административным ответчикам надлежало доказать наличие обстоятельств, указанных в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Однако доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных нужд, относится к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит оспариваемый отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска незаконным и возлагает на административного ответчика обязанность принят и выдать административному истцу решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно ранее поданному Андреевым Н.А. заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, - в течение одного календарного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. Указанный срок для исполнения решения суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Андреева Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным ответ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № А-7218 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ».
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска утвердить и выдать Андрееву Никите Александровичу схему расположения земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3063 кв.м, на кадастровом плане территории, в целях размещения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, - в течение одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков