Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 22.03.2018 |
Дата решения | 15.06.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> прочие дела по защите нарушенных... -> прочие (дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных... |
Судья | Татарникова Екатерина Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f15b53b9-e223-3b35-ab48-0bf949c58c32 |
Дело № 2а-7051/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Захряпина ФИО8 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, устранении выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Захряпин А.В. обратился в суд с административным иском к ДМИиЗО Администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 20,0 кв.м., на котором расположен принадлежащий ему гараж по адресу: <адрес> возложении на ДМИиЗО Администрации г. Красноярска обязанности устранить допущенное нарушение путем предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 20,0 кв.м., по указанному адресу. Требования мотивированы тем, что истец является собственником гаражного бокса, общей площадью 17,9 кв.м., этаж 1, по адресу: <адрес> С целью оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации гаража, истец обратился в ДМИиЗО администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом и утверждении схемы расположения данного земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № З-1171 Захряпину А.В. было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект внесения изменений в проект улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Представленная же схема не соответствует проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования, поскольку образование земельного участка в целях размещения гаражного бокса, указанным проектом планировки не предусмотрено. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку ограничено его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под объектом недвижимости, гарантированное ст. 39.20 ЗК РФ.
Административный истец Захряпин А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска в судебное заседание также не явился по неизвестной суду причине, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которого исковые требования Захряпина А.В. не признал.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст.150 КАС РФ.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п.п. 2 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п. б ч. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, в порядке предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданином или юридическим лицом осуществляется подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В соответствии с п. 6 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).
В силу Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункты 1. 2, 3 части 2 и часть 4 статьи 30).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из представленного представителем административного ответчика – Ткачева А.Л., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, отзыва следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов автомобильного транспорта, установленной в соответствие с Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №. Зоны территориальных объектов автомобильного транспорта (ИТ) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования и за границами красных линий, которые утверждены в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № №. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ). На основании изложенного, представитель административного ответчика считает решение департамента законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований Захряпина А.В. отказать.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-арх. Потребительскому Гаражно-строительному кооперативу «Западный» в аренду сроком на 2 года предоставлен земельный участок № площадью 2045,72 кв.м., расположенный в районе военного городка № в Советском районе, для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 50 гаражей боксового типа.
Распоряжением Администрации г. Красноярска №-арх. от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды земельного участка из земель поселений, оценочная зона №, установленный п. 2 вышеуказанного распоряжения Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-арх., продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес>, составлен акт рабочей комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный руководителем администрации <адрес>.
На основании вышеуказанного акта рабочей комиссии, административным истцом в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на помещение, назначение: нежилое, общая площадь – 17,9 кв.м., этаж 1, адрес объекта: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (запись о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка, общей площадью 20,0 кв.м., с системой координат МСК 167т (зона4), определено расположение земельного участка в пределах кадастрового квартала №, в точках со следующими координатами:
Обозначение характерных точек | X | Y |
1 | 2 | 3 |
Н1 | № | № |
Н2 | № | № |
Н3 | № | № |
Н4 | № | № |
Н1 | № | № |
Согласно представленной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок с кадастровым номером № с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>, район военного городка №) в качестве категории земель указаны земли населенных пунктов, в качестве вида разрешенного использования – для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документацией 50 гаражей боксового типа; правообладатель не установлен; сведения о государственной регистрации права на земельный участок отсутствуют. В качестве обременения объекта недвижимости указано на наличие аренды с ДД.ММ.ГГГГ, установленного на основании договора аренды земельного участка с множественность лиц на стороне арендатора; лицо, в пользу которого установлено ограничение – Экасов А.В., срок действия обременения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В январе 2018 года истец обратился в ДМИиЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеназванного земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Захряпину А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории, в отношении которой постановлением Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Размещение объекта недвижимости – гаражного бокса №, расположенного по <адрес> не соответствует указанному проекту планировки, т.к. образуемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, что в силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15, пп.19 ст. 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Вместе с тем, судом установлено, что гаражный бокс был выстроен в 1999 году, возведен на земельном участке, предоставленном для этих целей, фактические обстоятельства, связанные с принадлежностью Захряпину А.В. на праве собственности объекта недвижимости (гаражного бокса), расположенного на сформированном и поставленном на государственный кадастровый учет земельном участке из земель населенных пунктов, общей площадью 20,0 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 24:50:0400101 с местоположением: <адрес>, административным ответчиком не оспариваются.
Какие-либо ограничения в частных или публичных интересах в отношении испрашиваемого истцом Захряпиным А.В. земельного участка не зарегистрированы, земельный участок не изъят для муниципальных нужд. Доказательства обратного ответчиком не представлены. В выписке из ЕГРН в отношении земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Кроме того, поскольку указанный выше Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск принят без учета фактического (существующего) землепользования, его наличие само по себе не может служить правовым препятствием для предоставления земельного участка, поскольку, в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности (ст.ст. 1, 39.20 Земельного кодекса РФ) оформить права на земельный участок под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, и то обстоятельство, что истец с 1999 года пользуется спорным земельным участком как своим собственным, в отсутствие каких-либо притязаний со стороны третьих лиц, включая администрацию г. Красноярска, суд полагает возможным требования Захряпина А.В. удовлетворить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Захряпина ФИО8 удовлетворить.
Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 20,0 кв.м., занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес>
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение о предварительном согласовании предоставления Захряпину ФИО8 земельного участка по адресу расположения гаражного бокса: <адрес>, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.В. Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 22.06.2018