Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.08.2016 |
Дата решения | 23.01.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц (не явл. госслужащими) органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными пу... |
Судья | Яниева Анна Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ab798ce9-a41d-340e-8425-5faf53f13e78 |
Дело №2а-2949/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при секретаре Долговой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бердюгиной ФИО12 к Главному управлению образования администрации г.Красноярска об оспаривании решения об отказе в праве на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Бердюгина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением требуя признать незаконным решения об отказе в выдаче направления в ДОУ для ее дочери Бердюгиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специалистом территориального отдела образования по Советскому району г.Красноярск Л.В. Якимовой и руководителем ГУО администрации г.Красноярска А.В. Лапковым; обязать ГУО администрации г.Красноярска выдать направление в любой из детских садов №, №, №, которые были указаны при выдаче талона подтверждения.
Требования мотивированы тем, что она является многодетной матерью троих детей: Бердюгиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бердюгина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бердюгина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с Постановлением администрации г.Красноярска от 22.05.2007 года № «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Красноярска», ее муж, Бердюгин Н.А., посетил 30.06.2014 года территориальный отдел по Советскому району: г.Красноярск, где ему был выдан талон подтверждение и идентификационный номер заявления № в приоритетные детские сады: №, №, № на имя Бердюгиной А.Н. Далее состояние очереди отслеживалось ими на официальном портале Красноярского края по адресу: http://www.krskstate.ru/krao/underschool. На момент 29.04.2016 года статус их очереди стал – Скомплектован в ДОУ №. Не дождавшись оповещения от администрации детского сада №, как того требует п.2.9.1. Положения, она лично посетила ДОУ № и поинтересовалась, получила ли ее дочь – Бердюгина А.Н. место в их учреждении. Получив положительный ответ, она попросила дать ей список документов необходимых для зачисления ребенка в ДОУ №, который ей был предоставлен и дана информация о том, что в ДОУ № путевки выдаются с 01.07.2016 года. После этого на сайте www.krasobr.admkrsk.ru истцом был изучен список выдачи направлений Советского района г.Красноярска для ДОУ №, который гласил, что приходить в территориальный отдел по <адрес>: <адрес>, необходимо строго 01.07.2016 года. Исходя из вышеперечисленного, она пошла за направлением (путевкой в ДОУ №) в территориальный отдел образования по Советскому району г.Красноярск, 01.07.2016 года к 09-00 часам. Посмотрев документы, специалист Якимова Л.В. сказала, что у нее уже закончилась льгота по многодетности 27.06.2016 года, и в связи, с чем было отказано в выдаче путевки в детский сад. По данному факту ей подала жалобу в ГУО администрации г.Красноярска 11.07.2016 года, на которую дан ответ руководителем А.В. Лапковым от 09.08.2016 года №Б-510-гуо, согласно которого, на момент ее обращения за направлением в ДОУ № Бердюгина Н.А. утратила льготу на первоочередное право получения места в детском саду. Не согласившись с данным ответом вынуждена обратится в суд с настоящим исковым заявлением, которое просит удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании административной истец, ее представитель Торопов В.В., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме, Бердюгина Н.А. дополнительно суду пояснила, что она пришла за направлением в ДОУ № строго в отведенное и оговоренное время, а именно 01.07.2016 года, поскольку данная дата была оглашена при получении направления и списка комплекта документов необходимых для поседения детского сада. О том, что документы необходимо предоставить до момента совершеннолетия старшего ребенка, специалистом сказано не было.
Представитель административного ответчика – Негодяева О.С., действующая на основании доверенности № от т13.01.2017 года административные исковые требования не признала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что на момент постановки, на учет Бердюгиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административным истцом был предоставлен документ, подтверждающий наличие права на первоочередной прием ребенка в дошкольное учреждение. На момент обращения в территориальный отдел по Светскому району г.Красноярска за получением направления, во исполнение пункта 2.4 Положения о комплектовании МДОУ специалистом территориального отдела был запрошен документ, подтверждающий наличие статуса «многодетной семьи». Указанный документ не был предоставлен, в связи с тем, что старшему ребенку ДД.ММ.ГГГГ уже исполнилось 18 лет. В связи с этим Бердюгина А.Н. была перемещена в общую очередь со статусом «Очередник – не подтверждена льгота» по первоначальной дате постановки. Номер очереди, по состоянию на 28.11.2016 года – 1928, тем самым право Бердюгиной А.Н. на получение дошкольного образования нарушено не было, оно будет обеспечено на принципах равных условий приема по мере продвижения общей очереди. Предоставление Бердюгиной А.Н. места в группах полного дня дошкольного учреждения в нарушение установленного порядка очередности, явилось бы нарушением конституционных прав других детей, состоящих в очереди, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государством гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, 22.08.2016 истец получила направление на посещение Бердюгиной А.Н. группы кратковременного пребывания. Гарантированное государством право на доступность бесплатного дошкольного образования может быть предоставлено в разных формах: в группах полного дня, в группах кратковременного пребывания.Таким образом, каких либо препятствий к осуществлению прав несовершеннолетней Бердюгиной А.Н. не создано, удовлетворение требований истца влечет незаконное нарушение прав других детей, стоящих в очереди на определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом, Бердюгина Н.А., является многодетной матерью троих детей: Бердюгиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бердюгина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бердюгина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом является Бердюгин Н.А., что подтверждается свидетельствами о рождении.
30.06.2014 года Бердюгин Н.А., обратился в Главное управление образования администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении для Бердюгиной А.Н., где ему был выдан талон подтверждения, идентификационный номер заявления № в приоритетные детские сады: №, №. №, с указанием информации, что состояние очереди отслеживалось ими на официальном портале Красноярского края по адресу: http://www.krskstate.ru/krao/underschool, и предоставлением списка документов, необходимых для приема ребенка в ДОУ.
Согласно графика выдачи направлений на 2016-2017 учебный год, дата выдачи направления в ДОУ № – дети от 1,5 до 3-х лет – 11.07.2016 года, речевая группа – 01.06.2016 года, в ДОУ № – все группы – 01.07.2016 года, в ДОУ № – все группы – 01.08.2016 года.
При обращении в территориальный отдел по Советскому району г.Красноярска за получением направления, в связи с наличием льготы на внеочередное прием детей, Бердюгиной Н.А. было отказано, поскольку старшему ребенку ДД.ММ.ГГГГ уже исполнилось 18 лет.
Не согласившись с данным ответом, административным истцом была подана жалоба на имя начальника Главного управления образования администрации г.Красноярска о предоставлении внеочередного места в ДОУ, для дочери Бердюгиной А.Н., по рассмотрению которой 09.08.2016 года исх.№Б-510-гуо было отказано в удовлетворении жалобы.
В силу ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ст. 55 ФЗ).
Согласно Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.
В соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденное Постановлением администрации г.Красноярска от 22.05.2007 №304 комплектование учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 1 апреля по 1 сентября. Доукомплектование учреждений в остальное время проводится при наличии свободных мест и в соответствии с установленными законодательством нормативами наполняемости учреждений. Места в учреждениях предоставляются в порядке очереди. При наличии свободных мест в учреждениях района места предоставляются детям, состоящим на учете для определения в дошкольные учреждения, в смежных (граничащих друг с другом), определяемых в алфавитном порядке районах. При отсутствии детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, в смежных районах места предоставляются детям, состоящим на учете для определения в дошкольные учреждения, в иных районах в аналогичном порядке. Первоочередным правом определения детей в учреждение пользуются следующие категории граждан: дети, находящиеся под опекой (за исключением временной опеки); дети из семей, переселяющихся по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; дети всех категорий работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дети сотрудников дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста; дети медицинских работников, закрепленных за муниципальными дошкольными учреждениями, дошкольными группами муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста, работающих в них в течение полного рабочего дня, а также иные категории граждан, льготы которым установлены действующим законодательством. В случае одновременного (в один день) обращения для приема детей в учреждение в первоочередном порядке преимущество отдается гражданам, обладающим правом первоочередного приема их детей в учреждение в соответствии с федеральным законодательством. Внеочередным правом определения детей в учреждение пользуются категории граждан, льготы которым установлены законодательством. Наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления. Подтверждающие документы хранятся у специалистов главного управления образования администрации города, территориального отдела главного управления образования администрации города по соответствующему району города с момента выдачи направления. В течение 60 календарных дней со дня получения направления родители (законные представители) ребенка представляют необходимые для зачисления документы в соответствующее учреждение (медицинское заключение, направление, документы, удостоверяющие личность одного из родителей (законных представителей), свидетельство о рождении ребенка, заявление).
На основании Указа Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю: Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
В соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 №11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» многодетные семьи – семьи, имеющие трех и более детей до достижения ими возраста 18 лет (детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся в общеобразовательных организациях, - до окончания ими обучения), в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством, проживающие совместно.
Обращаясь с административным исковым заявлением, Бердюгина Н.А. указала на тот факт, что ей было отказано на право первоочередного предоставления места в ДОУ для ее дочери Бердюгиной А.Н., но в данный период времени ее дочь посещает ДОУ № группу кратковременного пребывания.
На момент постановки, на учет Бердюгиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административным истцом был предоставлен документ, подтверждающий наличие права на первоочередной прием ребенка в дошкольное учреждение.
На момент обращения в территориальный отдел по Советскому району г.Красноярска за получением направления, во исполнение пункта 2.4 Положения о комплектовании МДОУ специалистом территориального отдела был запрошен документ, подтверждающий наличие статуса «многодетной семьи», указанный документ не был предоставлен, в связи с тем, что старшему ребенку ДД.ММ.ГГГГ уже исполнилось 18 лет. В связи с этим Бердюгина А.Н. была перемещена в общую очередь со статусом «Очередник – не подтверждена льгота» по первоначальной дате постановки. Номер очереди, по состоянию на 28.11.2016 года – 1928. Таким образом, право Бердюгиной А.Н. на получение дошкольного образования нарушено не было, оно будет обеспечено на принципах равных условий приема по мере продвижения общей очереди.
Предоставление Бердюгиной А.Н. места в группах полного дня дошкольного учреждения в нарушение установленного порядка очередности, явилось бы нарушением конституционных прав других детей, состоящих в очереди, так как согласно ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Государством гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.19 Конституция РФ), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституция РФ).
22.08.2016 года истец получила направление на посещение Бердюгиной А.Н. группы кратковременного пребывания. Гарантированное государством право на доступность бесплатного дошкольного образования может быть предоставлено в разных формах: в группах полного дня, в группах кратковременного пребывания.
Действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13 определены единые требования к организации образовательного процесса в группах полного дня и группах кратковременного пребывания. Таким образом, посещая группы кратковременного пребывания, дети осваивают программу дошкольного образования в полном объёме, получают навыки социализации и хорошие стартовые возможности для обучения в начальной школе. Режим работы групп кратковременного пребывания 5 дней в неделю от 3 до 5 часов (в зависимости от ресурсных возможностей учреждения). При посещении группы кратковременного пребывания очередь в группу полного дня сохраняется. Пребывание детей в группах кратковременного пребывания в полной мере обеспечивает конституционное право граждан на доступное дошкольное образование.
Таким образом, каких либо препятствий к осуществлению прав несовершеннолетней Бердюгиной А.Н. не создано, удовлетворение требований истца влечет незаконное нарушение прав других детей, стоящих в очереди на определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Не доведение информации до истца, что документы необходимо предоставить до исполнения старшему ребенку 18 лет, для подтверждения права на внеочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку данные действия не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Бердюгиной ФИО13 к Главному управлению образования администрации г.Красноярска об оспаривании решения об отказе в праве на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Яниева
Дата изготовления судом мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.