Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 26.10.2017 |
Дата решения | 14.12.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Севрюков Сергей Игоревич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b347ad07-ff6b-3caa-815f-3154f67029d8 |
Дело № 2а-14811/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилин Н.А. к призывной комиссии Советского и Центрального районов г. Красноярска об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Данилин Н.А. обратился в суд с иском к призывной комиссии Советского и Центрального районов г. Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии от 23.10.2017 г. о призыве его на военную службу. В обоснование заявленных требований указал на то, что решением призывной комиссии Советского района и Центрального районов г. Красноярска от 23.10.2017 г. Данилин Н.А. признан годным к военной службе и призван на военную службу. Указанное решение принято с учетом проведенного в отношении Данилин Н.А. медицинского освидетельствования призывной комиссией районного отдела Военного комиссариата Красноярского края. Однако медицинское освидетельствование проведено с нарушением действующего законодательства, поскольку при проведении освидетельствования не приняты во внимание жалобы на состояние здоровья и наличие ряда заболеваний. Ссылаясь на то, что оспариваемое решение по вынесению заключения о категории годности административного истца к военной службе совершено в нарушение норм действующего законодательства, в результате которых, на Данилин Н.А. незаконно возложена обязанность прохождения военной службы и выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы, просит отменить решение призывной комиссии от 23.10.2017 г., провести контрольное медицинское освидетельствование посредством назначения независимой медицинской экспертизы, на основании выводов заключения которой освободить от призыва на военную службу.
В судебном заседании административный истец Данилин Н.А. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии по Советскому и Центральному районам г. Красноярска - Темеров Н.А. (действующий на основании доверенности от 11.10.2017 г.) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив их по правилам ст. 62 КАС РФ, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 20.04.2015 г.) (далее – Закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3) правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 26 Закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст. 22 Закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663), призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 29 указанного Закона).
Исходя из пунктов 2, 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Состав призывной комиссии предусмотрен ст. 27 Закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3, согласно которой в состав призывной комиссии включаются: по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа управления образованием; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
В соответствии с п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. При наличии оснований, предусмотренных Законом от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17).
Исходя из п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565) гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. № 574.
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (п. 6).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования (п. 2).
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе при обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в п. 1 Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Заочное (по документам) освидетельствование запрещается, если иное не определено законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 574.
Для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами - специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-отоларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
На основании Приказа Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 г. (ред. от 11.10.2010 г.) «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами - членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и в случае необходимости врачами других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов - членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается решением главы органа местного самоуправления. Этим решением на одного из врачей-специалистов - членов комиссии, наиболее подготовленного по вопросам военно-врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих учету.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет определяется Положением «О независимой военно-врачебной экспертизе» (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 574 (ред. от 04.07.2013 г.) в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (ред. от 20.05.2014 г.) призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в отдел (муниципальный) для отправки к месту прохождения военной службы.
Как установлено судом, Данилин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Призывная комиссия Советского и Центрального районов г. Красноярска организована в соответствии с Распоряжением Губернатора Красноярского края от 22.09.2017 г. № 560-рг «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре – декабре 2017 года», которым утвержден состав комиссии.
Исходя из учетной карты призывника, Данилин Н.А. поставлен на воинский учет 13.01.2015 г., прошел медицинское освидетельствование, сдал необходимые анализы, осмотрен врачами-специалистами; по результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, выдал заключение об установлении Данилин Н.А. категории годности к военной службе «Б-4» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Категория годности может быть установлена только военно-врачебной комиссией, и в настоящее время Данилин Н.А. установлена категория годности - годен к военной службе с незначительными ограничениями - «Б-4», что подтверждается соответствующими отметками врачей-специалистов в учетной карте призывника, карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, выпиской из протокола заседания призывной комиссии Советского района г.Красноярска от 23.10.2017 г. № 16
Как усматривается из выписки из протокола заседания призывной комиссии от 23.10.2017 г. № 16, Данилин Н.А. высказал жалобы на заикание при волнении, на пониженное зрение, на повышение артериального давления, семейное положение удовлетворительное; согласно данных объективного исследования: рост 172 см., вес 68,6 кг, ИМТ 23,2; при контакте заикание не просматривается, при чтении текста незначительное спотыкание на сочетании согласных букв, при волнении заикание усиливается; сердечные тоны ритмичные, артериальное давление 131/72 мм.рт. ст.; дыхание везикулярное, хрипов нет; живот мягкий, безболезненный; диагноз – умеренное заикание, ремиссия. НЦД по гипертоническому типу, близорукость в 4,0Д обоих глаз; на основании данного заключения решением призывной комиссии постановлено призвать Данилин Н.А. на военную службу, предназначить в части СВ. Данное решение призывной комиссии принято единогласно.
Также Данилин Н.А. вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата 03.11.2017 г. к 08-00 час. для отправки к месту прохождения военной службы.
Рассматривая требования Данилин Н.А. об оспаривании решения призывной комиссии Советского района и Центрального районов г. Красноярска о призыве на военную службу, суд установил, что указанное оспариваемое решение, как и определение категории годности заявителя, принято призывной комиссией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, на основании медицинского освидетельствования заявителя, проведенного в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе; с решением призывной комиссии Данилин Н.А. ознакомлен 23.10.2017 г. и согласен, что подтверждается его собственноручной подписью.
Вопреки доводам административного истца, правовых оснований для выводов о признании Данилин Н.А. ограниченно годным к военной службе, зачислению в запас и выдаче военного билета не имеется, поскольку в ходе судебного разбирательства суд не установил обстоятельств, которые бы в соответствии с вышеприведенными нормами права влекли юридические последствия в виде освобождения заявителя от призыва на военную службу.
Таким образом, суд находит необоснованными требования Данилин Н.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Советского и Центрального районов г. Красноярска от 23.10.2017 г. о призыве на военную службу, в связи с чем, отказывает ему в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку оспариваемым решением административному истцу не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, а также не возложена какая-либо незаконная обязанность.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Данилин Н.А. к призывной комиссии Советского и Центрального районов г.Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии Советского и Центрального районов г. Красноярска от 23 октября 2017 года о призыве Данилин Н.А. на военную службу отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий С.И. Севрюков