Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 17.11.2015 |
Дата решения | 22.04.2016 |
Категория дела | О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства |
Судья | Медведев Андрей Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | db7dfe3f-8b2c-3aa8-984b-1ee5dca91bf1 |
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2016 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего - судьи Медведева А.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО «Пашутинский ЛПХ» об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к ответчику об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя требования тем, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ответчиком последний приобрел право производить заготовку древесины на территории КГКУ «Хребтовское лесничество» Богучанского района Красноярского края, находящегося в ведении Яркинского, Пашутинского и Зеледеевского участковых лесничеств. К указанному договору разработан проект освоения лесов с положительным заключением, утвержденным Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края. В указанном проекте освоения лесов установлены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые ООО «Пашутинский ЛПХ» необходимо выполнять в процессе пользования переданным ему лесным участком. В связи с подготовкой к пожароопасному сезону 2015 года ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Хребтовское лесничество» проведен осмотр территории лесного участка, переданного в пользование ООО «Пашутинский ЛПХ», на предмет выполнения ответчиком работ по противопожарному обустройству лесов в объеме и количестве, установленном Приложением к дополнительному соглашению к договору. В результате осмотра установлено, что в нарушение требований лесного законодательства и проекта освоения лесов ООО «Пашутинский ЛПХ» не исполнены следующие противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров (75,87км. по плану, фактически выполнено 25,29км.); эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров (3,85км. по плану, фактически выполнено 3,72км.); устройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4м. (151,7км. по плану, фактически выполнено 29,9км.); прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (151,7км. по плану, фактически выполнено 18,5км.); строительство и содержание наблюдательных пунктов (2 шт. по плану, фактически не выполнено); устройство противопожарных водоемов и подъездов к источникам воды 1 шт. по плану ( фактически не выполнено); строительство площадок для вертолетов 1 шт. по плану ( фактически не выполнено). Таким образом, ООО «Пашутинский ЛПХ» в нарушение требований лесного законодательства не выполнило работы по противопожарному обустройству лесов в объеме и количестве, установленном Приложением к дополнительному соглашению к договору.
В результате бездействия ответчика, в невыполнении работ по противопожарному обустройству лесов, нарушаются правила пожарной безопасности в лесах. Бездействие ответчика в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Истец просит обязать ООО «Пашутинский ЛПХ» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по противопожарному обустройству лесов, в объеме и количестве, предусмотренном договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з и требованиями действующего законодательства, на лесном участке, переданном в пользование ООО «Пашутинский ЛПХ». Также просит приостановить деятельность ООО «Пашутинский ЛПХ» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, на лесном участке, переданном в пользование ООО «Пашутинский ЛПХ», как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства до выполнения ООО «Пашутинский ЛПХ» работ по противопожарному обустройству лесов.
Представитель истца ФИО3 (по доверенности) Просила дело рассмотреть в свое отсутствие. Не возражала против вынесения заочного решения в случае не явки ответчика. Представители ответчика ООО «Пашутинский ЛПХ», третьего лица КГКУ «Хребтовское лесничество» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину не явки суду не сообщили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства, против которого сторона истца не возражала.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований статьи 51 Лесного кодекса РФ подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных
для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для
самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и
защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
проведение работ по гидромелиорации;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов
на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 5 указанной статьи определено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного
снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормативы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, установлены Приказом Минсельхоза Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».
Суд установил, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Пашутинский ЛПХ» был заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з.
По указанному договору Арендодатель, в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, предоставил, а Арендатор, в лице ООО «Пашутинский ЛПХ» принял во временное пользование лесной участок общей площадью 170 037га, расположенный в Красноярском крае, Богучанском районе, на территории КГКУ «Хребтовское лесничество», и находящийся в ведении Яркинского, Пашутинского и Зеледеевского участковых лесничеств, для заготовки древесины. Арендуемый лесной участок ООО «Пашутинский ЛПХ» обязуется использовать для заготовки древесины. Срок действия договора составляет 39 лет.
К указанному договору разработан проект освоения лесов с положительным заключением, утвержденным Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края. В указанном проекте освоения лесов установлены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые ООО «Пашутинский ЛПХ» необходимо выполнять в процессе пользования переданным ему лесным участком.
В связи с подготовкой к пожароопасному сезону 2015 года ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Хребтовское лесничество» проведен осмотр территории лесного участка, переданного в пользование ООО «Пашутинский ЛПХ», на предмет выполнения ответчиком работ по противопожарному обустройству лесов в объеме и количестве, установленном Приложением к дополнительному соглашению к договору. В результате осмотра установлено, что в нарушение требований лесного законодательства и проекта освоения лесов ООО «Пашутинский ЛПХ» не исполнены следующие противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров (75,87км. по плану, фактически выполнено 25,29км.); эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров (3,85км. по плану, фактически выполнено 3,72км.); устройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4м. (151,7км. по плану, фактически выполнено 29,9км.); прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (151,7км. по плану, фактически выполнено 18,5км.); строительство и содержание наблюдательных пунктов (2 шт. по плану, фактически не выполнено); устройство противопожарных водоемов и подъездов к источникам воды (1шт. по планц, фактически не выполнено); строительство площадок для вертолетов (1шт. по плану, фактически не выполнено).
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.
ООО «Пашутинский ЛПХ» предусмотренные договором аренды мероприятия по противопожарному обустройству лесов не выполнены, что стороной ответчика не оспаривается, доказательств выполнения указанных мероприятий – не представлено.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Согласно пункту «б» статьи 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, в частности, осуществление государственного пожарного надзора в лесах.
На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края.
Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ №-п образовано министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Положение о Министерстве).
Согласно пункту 3.12 Положения о министерстве, министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
В силу пункта 3.34 раздела 3 Положения о министерстве, министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
ООО «Пашутинский ЛПХ» не выполнены противопожарные мероприятии, т.е. нарушены правила пожарной безопасности в лесах, что в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, доказательств об устранении нарушений пожарной безопасности суду ответчиком, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представлено. Поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком не устранены нарушения пожарной безопасности, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать с ООО «Пашутинский ЛПХ» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.
Обязать ООО «Пашутинский ЛПХ» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить на лесном участке, распложенном на территории КГБУ «Хребтовское лесничество» Богучанского района Красноярского края, переданном в пользование ООО «Пашутинский ЛПХ» в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ., следующие противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров – 50,58км.; эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от – 0,13км.; устройство противопожарных минерализованных полос и их обновление – 133,196км.; строительство и содержание наблюдательных пунктов – 2шт.; устройство противопожарных водоемов и подъездов к источникам воды – 1шт.; строительство площадок для вертолетов – 1шт.
Приостановить деятельность ООО «Пашутинский ЛПХ» как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего природоохранного законодательства до выполнения указанных противопожарных мероприятий
Взыскать с ООО «Пашутинский ЛПХ» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда, составленного 4.05.2016года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.В. Медведев