Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 17.10.2018 |
Дата решения | 12.12.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие в ходе исполнительного... -> иные споры, возникающие в ходе исполнительного производства |
Судья | Худоногова Оксана Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 338be4e2-7a4f-3c74-8c0a-aa82cc75b80c |
копия
2-13838/2018
24RS0048-01-2018-012878-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Худоноговой О.А.,
при секретаре Жутиной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ужурского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ужурского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №, указав, что решением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ужурского района Красноярского края возложена обязанность предоставить АОС помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка». По исполнительному листу, выданному на основании вышеуказанного решения суда, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в отношении администрации Ужурского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с администрации г. Ужурского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по предоставлению взыскателю жилья не представилось возможным. Истцом предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако, объективные обстоятельства не позволили администрации Ужурского района Красноярского края обеспечить жильем взыскателя. ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края было подписано дополнительное соглашение в части изменения списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем в 2018 году, в данный список была включена АОС Договор найма жилья будет подписан в ближайшие дни. В связи с этим освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.
Представитель истца администрации Ужурского района Красноярского края Шкуратова М.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена судом своевременно и надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.31).
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску и Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом:
ДД.ММ.ГГГГ администрация Ужурского района Красноярского края направила в адрес Министерства образования Красноярского края письмо с просьбой о выделении денежных средств на исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение АОС (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ужурским районным судом Красноярского края по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство № о возложении на администрацию Ужурского района Красноярского края обязанности предоставить АОС помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.10).
Из письма Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время средства, выделенные в 2018 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Ужурского района по приобретению жилых помещений указанным гражданам (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Ужурским районным судом Красноярского края по заявлению администрации Ужурского района Красноярского края вынесено определение об отсрочке до ДД.ММ.ГГГГ исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № (л.д.28-29).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с должника администрации Ужурского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11)
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и администрацией Ужурского района Красноярского края заключено дополнительное соглашение № в части изменения списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем в 2018 году. В данный список включена АОС (л.д.13,14).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ужурского района и АОС заключен договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из п. 1 вышеназванного договора найма жилого помещения, наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 15-18).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ужурского района и АОС подписан акт приема-передачи вышеуказанного жилого помещения (л.д.19)
Оценивая представленные суду доказательства, суд учитывает, что администрация Ужурского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Ужурского района Красноярского края.
При этом суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ужурского района и АОС заключен договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Ужурского района Красноярского края в нарушении срока исполнения решения суда, что является основанием для освобождения администрации Ужурского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования администрации Ужурского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Худоногова