Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 04.05.2016 |
Дата решения | 01.03.2017 |
Категория дела | О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства |
Судья | Козлова Наталья Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4171338d-6629-3991-b127-bae15a2fd6b7 |
Дело № 2-1256/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2017 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Дунине М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «Краслесинвест» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, приостановлении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском /с учетом уточненных исковых требований/ к АО «Краслесинвест» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, приостановлении деятельности, мотивируя требования тем, что между Агентством лесной отрасли <адрес> и АО «Краслесинвест» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, в том числе лесной участок <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, на территории государственного лесного фонда КГБУ «Кодинское лесничество», лесной участок используется для заготовок древесины. В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожароопасному ДД.ММ.ГГГГ года в адрес всех лесничеств края Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> направлены уведомления о предоставлении сведений о подготовке арендаторов лесных участков государственного лесного к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ. По информации лесничества ПСПИ Лесопользователя не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утвержденными Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств упреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». Просят суд обязать АО «Краслесинвест» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №: <данные изъяты>; а также приостановить деятельность АО «Краслесинвест» по договору аренды участка от ДД.ММ.ГГГГ № как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
В судебном заседании представитель истца Министерство лесного хозяйства Красноярского края- ФИО4 /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/, ФИО5 /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ заявленные требования с учетом их уточнения поддержали по основаниям изложенным в иске.
Представители ответчика АО «Краслесинвест»- ФИО6 /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ ФИО7 /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ в судебном заседании иск не признали.
В судебное заседание представитель третьего лица КГБУ «Кодинское лесничество» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и в срок, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ).
В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, к мерам противопожарного обустройства лесов относится устройство пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ также установлено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Правовое регулирование нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, предназначенных для осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах, выполнения работ по предупреждению, тушению и недопущению распространения лесных пожаров содержится в Приказе Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов". Данные нормативы дифференцируются в зависимости от размера арендованной площади.
Данным приказом установлено, что средства предупреждения и тушения лесных пожаров предназначены для осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах и выполнения работ по предупреждению, тушению и недопущению распространения лесных пожаров.
Средства предупреждения и тушения лесных пожаров в зависимости от назначения и области применения подразделяются на следующие виды: 1) Мобильные средства пожаротушения; 2) Пожарное оборудование; 3) Пожарный инструмент; 4) Системы связи и оповещения; 5) Средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; 6) Огнетушащие вещества; 7) Дополнительные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.). содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 53.1. Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии подпункта «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В силу п.п. 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также установление перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту «б» статьи 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476, государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Как установлено судом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом, осуществляющим государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности, находящимися на территориях субъектов РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, АО «Краслесинвест» (ИНН №) зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является лесоводство и лесозаготовки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест», последнему во временное пользование на срок 49 лет для заготовки древесины предоставлены лесные участки, общей площадью 4 152 362 га, находящиеся в государственной собственности, имеющие следующее местоположение – <адрес>
Согласно п. 13 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил санитарной безопасности в лесах».
Из представленного истцом в обоснование заявленных требований акта осмотра пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на предмет готовности к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ, составленного лесничим Проспихинского участкового лесничества ФИО8 в присутствии представителя ЗАО «Краслесинвест» ФИО9, следует, что при проведении осмотра земельного участка площадью <данные изъяты> га было обнаружено, что он не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утвержденными Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств упреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», а именно: бортовой а/м повышенной проходимости 1 шт., бульдозером мощностью выше 100 л.с. 1 шт.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес всех лесничеств края Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края направлены уведомление о предоставлении сведений о подготовке арендаторов лесных участков государственного лесного к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта осмотра пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на предмет готовности к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ, составленного лесничим <данные изъяты> участкового лесничества ФИО8 в присутствии представителя ЗАО «Краслесинвест» ФИО9, следует, что при проведении осмотра было обнаружено, что в наличии имеется <данные изъяты>
В судебном заседании представители истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края- ФИО4, ФИО5 суду пояснили, что приложением № к Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" определены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц использующих леса в зависимости от площади земельного участка. Поскольку площадь земельного участка оставляет 223 910 га, указанные средства предупреждения и тушения лесных пожаров в графе <данные изъяты> тыс. га арендованной площади» подлежат умножению на 2.
Представители ответчиков АО «Краслесинвест»- ФИО6, ФИО7 суду пояснили, что с расчетом не согласны. Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов. Нормативы были заложены в проекте, который был утвержден в установленном законом порядке.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.
Согласно п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007г. № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В силу ст. 56 ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 г. № 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. В соответствии с приложением 3 к указанному приказу нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов устанавливаются в соответствии с нормативами обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", в зависимости от площади используемых лесных участков, количества объектов, объемов работ и численности работающих.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2008г. №12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Согласно п. 3.12 Положения, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
В соответствии с п. 3.34 раздела 3 Положения, Министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Оценивая представленные доказательства, с учетом изложенных выше норм; находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, учитывая не предоставление ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих устранение нарушений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №: <данные изъяты> человек, участвующих в мероприятиях <данные изъяты> шт.
Доводы стороны ответчика о том, что данный перечень не соответствует Проекту освоения лесов, утвержденному в 2014 году доставочным основанием для отказа в удовлетворении требований служить не может. Вышеуказанный перечень оборудования и инвентаря определен исходя из требований, установленных в Приложении № 2 к Приказу Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", рассчитан исходя из площади земельного участка <данные изъяты> га.
Материалами дела подтверждено, что АО «Краслесинвест» не укомплектовал пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, что влечет его неготовность к тушению пожара, и в случае возникновения лесного пожара может привести к негативным последствиям, неблагоприятному воздействию на окружающую среду, созданию угрозы жизни и здоровью населения.
Выполнение и соблюдение АО «Краслесинвест» указанных требований предусмотрено положениями ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 года № 161.
С учетом обстоятельств дела, заявленных требований, характера обязанности, которая подлежит возложению на ответчика, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Кроме того, суд считает необходимым обязать приостановить деятельность АО «Краслесинвест» по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря с момента вступления в силу Приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края об установлении начала пожарного ДД.ММ.ГГГГ год на территории государственного лесного фонда Красноярского края.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в то время как Министерства лесного хозяйства Красноярского края на основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 000 рублей (в порядке ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.
Обязать АО «Краслесинвест» укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> шт.
Обязать приостановить деятельность АО «Краслесинвест» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря с момента вступления в силу Приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края об установлении начала пожарного ДД.ММ.ГГГГ год на территории государственного лесного фонда Красноярского края.
Взыскать с АО «Краслесинвест» в доход бюджета городского округа г.Красноярск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- с 13.03.2017 года.
Председательствующий Н.А. Козлова