Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 29.04.2019 |
Дата решения | 04.09.2019 |
Статьи кодексов | Другой кодекс: ст. 5.1 ч.1 |
Судья | Вастьянова Варвара Михайловна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 5dde2f10-9923-333a-8d86-5042f9b8a029 |
№ 12-658/2019
24RS0048-01-2019-005728-92
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 04 сентября 2019 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе директора Общества с ограниченной ответственностью «Сибмашстрой» П.О.А. на постановление № от 09.04.2019 года, вынесенное административной комиссией Советского района в г. Красноярске, которым Общество с ограниченной ответственностью «Сибмашстрой» привлечено к административной ответственности по пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 09.04.2019 года, вынесенным административной комиссией Советского района в г.Красноярске, Общество с ограниченной ответственностью «Сибмашстрой» (далее по тексту ООО «Сибмашстрой») привлечено к административной ответственности по пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей за то, что 19.02.2019 года в 16 часов 14 минут в районе дома 5 «г» по ул. Взлетная г.Красноярска транспортное средство «ТОЙОТА КАМРИ» г/н №, принадлежащее ООО «Сибмашстрой» было размещено на территории города с почвенным покровом, без твердого асфальтового покрытия, тем самым в нарушение Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 года №В-378, повредив его.
Не согласившись с указанным постановлением, директором ООО «Сибмашстрой» - П.О.А. действующим на основании решения № учредителя ООО «Сибмашстрой» и приказа № от 10.02.2019 года, подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, мотивируя тем, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Сибмашстрой», так как административный орган не оповестил надлежащим образом о рассмотрении дела и составлении протокола об административном правонарушении, извещение о составлении протокола было вручено ООО «Сибмашстрой» после рассмотрения дела.
Заявитель указывает. что утверждение административной комиссии о том, что директор П.О.А. согласен с вменяемым юридическому лицу правонарушением, ошибочно, так как П.О.А. не предоставили для ознакомления материалы дела, соответственно он не мог согласиться с вменяемым правонарушением, транспортное средство «ТОЙОТА КАМРИ» г/н №, принадлежащее ООО «СИБМАШСТРОЙ», 19.02.2019 года в 16 часов 14 минут на газоне не стояло, при этом ссылки на фиксацию административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами необоснованно, поскольку из материалов дела следует, что фотофиксация правонарушения сделано случайным прохожим.
Копия постановления получена директором ООО «Сибмашстрой» П.О.А. 19.04.2019 года, жалоба подана в Советский районный суд г.Красноярска 29.04.2019 года, то есть жалоба подана в установленный ст. 30.3 КоАП РФ, срок.
В судебном заседании директор ООО «Сибмашстрой» П.О.А. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. просил постановление отменить, производство по делу прекратить, дополнительно суду пояснил, что в составлении протокола об административном правонарушении от 18.03.2019 года не участвовал, извещен об этом был лишь 15.04.2019 года, копию протокола от 18.03.2019 года не получал.
Представитель административной комиссии Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы указанный административный орган извещен своевременно и надлежащим образом, уведомление получено 19.08.2019 года, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу директора ООО «Сибмашстрой» П.О.А. в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам:
На основании статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении, в том числе, протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Факт надлежащего извещения связан с реальной возможностью лица, привлекаемого к ответственности, осуществлять права на защиту, гарантированные Конституцией РФ и КоАП РФ, в частности, лично участвовать при рассмотрении дела, воспользоваться помощью защитника, возражать относительно протокола об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, использовать иные, предусмотренные законом права.
Из приведенных норм и разъяснений следует, что должностное лицо административного органа обязано уведомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении любым из приведенных в статье 25.15 КоАП РФ (и иных средств связи) способов, с учетом фиксации данного извещения; лицо считается извещенным о совершении данного процессуального действия в случае документального тому подтверждения.
В связи с изложенным, административный орган не вправе составлять протокол об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого он составлен, и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.
Вышеуказанные требования закона в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении по нему постановления не выполнены.
Так в материалы дела представлено уведомление за исх. №, согласно которому директор ООО «Сибмашстрой» П.О.А. был извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (18.03.2019 года в 10-00 часов), а также разъяснены права, предусмотренные ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о надлежащем уведомлении ООО «Сибмашстрой» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 18.03.2019 года, поскольку согласно почтовому идентификатору «Почта России» уведомление о составлении протокола вручено ООО «Сибмашстрой» лишь 15.04.2019 года.
Протокол об административном правонарушении № от 18.03.2019 года составлен в отсутствие представителя ООО «Сибмашстрой», не уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, при этом данных о направлении в адрес ООО «Сибмашстрой» протокола об административном правонарушении № от 18.03.2019 года материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах основания сомневаться в обоснованности доводов П.О.А. о ненадлежащем извещении ООО «Сибмашстрой» о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении и получении копии протокола от 18.03.2019 года у суда отсутствуют.
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу требований статьи 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о несоблюдении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, административный орган, располагая возможностью достоверно установить факт уведомления ООО «Сибмашстрой» о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, 09.04.2019 года вынес постановление о привлечении ООО «Сибмашстрой» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях».
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении №332 от 18.03.2019 года в отношении ООО «Сибмашстрой» получен с нарушением закона и не мог быть использован в качестве доказательства при вынесении постановления от 09.04.2019 года о привлечении ООО «Сибмашстрой» к административной ответственности.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
В силу пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении помимо прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ установлено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из указанных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению надлежит установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный без соблюдения требований статьи 28.2 КоАП РФ, а также другие материалы дела на стадии подготовки дела к рассмотрению подлежали возвращению составившему протокол должностному лицу для устранения допущенных недостатков.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм КоАП РФ настоящее дело было принято административной комиссией Советского района в г.Красноярске к производству и рассмотрено по существу с вынесением постановления о назначении ООО «Сибмашстрой» административного наказания.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела требования статьи 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ не выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, надлежащим образом не исследованы.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенным доказательствам административным органом соответствующая правовая оценка не дана. При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление от 09.04.2019 года, вынесенное Административной комиссией в Советском районе г.Красноярска, которым ООО «Сибмашстрой» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 2.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от 09.04.2019 года, вынесенное административной комиссией Советского района в г.Красноярске, которым Общество с ограниченной ответственностью «Сибмашстрой» привлечено к административной ответственности по пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 2.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном пп. 1.1, п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 2.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибмашстрой» прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Вастьянова В.М.