Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 08.04.2016 |
Дата решения | 06.05.2016 |
Статьи кодексов | ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Репин Евгений Юрьевич |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0fc5fef9-a030-392e-8ffb-64fe0a3cd678 |
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск ДД.ММ.ГГГГ
<адрес>
Судья Советского районного суда г. Красноярска - Репин Е.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО УК « Красжилсервис « на постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым ООО УК « Красжилсервис « признана виновной в совершении административного правонарушения и подвергнута по ч.2 ст.14.13 КоАП РФ административному наказанию в виде штрафа в размере 250000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК « Красжилсервис « признана виновной в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.231 КоАП РФ, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
- так, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут в ходе внеплановой выездной проверки, проводимой Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в отношении ООО УК «Красжилсервис» в целях государственного лицензионного контроля за соблюдением лицензионных(обязательных) требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации к деятельности юридического лица по управлению общим имуществом было установлено, что ООО УК «Красжилсервис», осуществляющее управление многоквартирным жилым домом по <адрес>, в <адрес> допустило нарушение требований, установленных подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, требований, установленных ч. 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, что выразилось в не обеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома:
- в подвальном помещении первого подъезда наблюдается замачивание грунтов основания и фундаментов и конструкции подвала канализационными водами, что является нарушением п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п.п.4.1.1., 4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170:
- в первом подъезде на поверхности стен и потолка имеются следы термического поражения, что является нарушением п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п.п.3.2.2., 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170.
В суд поступила жалоба ООО УК «Красжилсервис», в которой последняя просит отказать в привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.13 КоАП РФ и производство по делу прекратить по следующим основаниям:
- так, основанием применения мер административной ответственности явились выявленные в ходе проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края нарушения требований, установленных, установленных ч.ч.2, 3 ст.161 ЖК РФ, п. 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности», п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491: в <адрес> в подвальном помещении первого подъезда наблюдается замачивание грунта, в первом подъезде имеются следы термического поражения.
Однако в действиях ООО УК «Красжилсервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.23.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, порядок лицензирования этой деятельности регламентирован ЖК РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу указания Правительства РФ, данных в п.3 Постановления от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч.2,3 ст.161ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом,
предусмотренных ч.2 ст.162 ЖКРФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.
На основании ч.ч.2, 3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В силу ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические
лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории
иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению
многоквартирными домами не допускаются;
наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
4) отсутствие в реестре лиц, осуществляющих функции единоличного
исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на
которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за
соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в
виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых
аннулирована и(или) в отношении которых применено административное наказание в
виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице
соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю
лицензии;
соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161ЖКРФ;
иные требования, установленные Правительством РФ.
Ч.4 ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указывает, что к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Таким образом, перечень лицензионных требований является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит.
В протоколе об административном правонарушении указывается на нарушение ООО УК «Красжилсервис» п.п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, п.п.3, 7, 10, 11, 13 Минимального перечня услуг и работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Данные нормативные акты применяются в жилищной сфере деятельности в целом и являются обязательными к исполнению не только управляющими организациями, осуществляющими свою деятельность на основании соответствующей лицензии, но и для товариществ собственников жилья (недвижимости), жилищных кооперативов, поэтому в силу ч.4 ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требование по их соблюдению и выполнению их ООО УК «Красжилсервис» не может быть отнесено к нарушению лицензионных требований.
Таким образом, нарушение Правил, которое вменяется Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ООО УК «Красжилсервис» не связано с нарушением лицензионных требований, и в действиях ООО УК «Красжилсервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, из протокола не следует что дом по <адрес>, не отвечает требованиям надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Выявленные нарушения относятся к комфортности проживания в многоквартирном доме, состояние многоквартирного дома отвечает требованиям надежности.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, и не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий.
Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ не содержит исключений применения ст. 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения.
При этом ООО УК «Красжилсервис» приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм: повальное помещение сухое, нарушений не выявлено (акт от 25.01.2016), кроме того, Управляющей компанией проводится работа по составлению локально-сметного расчета на ремонт подъездов для передачи собственникам в доме для согласования проведения данных работ.
Кроме того, деятельность по управлению многоквартирным домом ООО УК «Красжилсервис» осуществляет с 2006 года, обществом регулярно проводятся осмотры технического состояния общего имущества многоквартирного дома, содержание общего имущества в доме и др.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 25.02.2014 № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к следующему: административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности -минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения.
Пунктом 2 Постановления определено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Исходя из изложенного, принимая во внимание имущественное и финансовое положение общества (в отношении ООО УК «Красжилсервис» введена процедура наблюдения), а также характер и последствия совершенного административного правонарушения, назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 250000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, в связи с чем с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, оспариваемое постановление подлежит отмене в части назначения административного штрафа в указанном размере.
В судебное заседание представитель ООО УК «Красжилсервис» и Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края не явились, хотя о времени и месту судебного заседания были извещены надлежащим образом, и суд находит возможным рассмотреть желобу в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, считает постановление мирового судьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным по следующим основаниям:
- так, в соответствии с ч.ч.2, 3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б)безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого
оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 18 постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», определены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах.
В силу п.п. 4.1.1 и 4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. А также обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Этими же Правилами от 27 сентября 2003 года № 170 в п.п.3.2.2 и 3.2.9 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возлагается обязанность обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках, а также периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
ООО УК «Красжилсервис» на основании лицензии № 238 от 22 апреля 2015 года осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. По договору № 294-у от 01 июля 2007 года ООО УК «Красжилсервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. Из указанного договора следует, что управляющая компания приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (приложение № 4).
Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на основании приказа № 6142-ж от 01 декабря 2015 года, № 6356-ж от 08 декабря 2015 года инициирована внеплановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований лицензиатом - ООО УК «Красжилсервис», в ходе которой были установлены нарушения, предусмотренные пунктом « а » ч.3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, и установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату является соблюдение требований, предусмотренных ч.ч.2, 3 ст.161 Жилищного кодекса РФ.
Из представленых материалов дела не усматривается доказательств, которые подтверждают отсутствие у ООО УК «Красжилсервис» реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего законодательства.
ООО УК «Красжилсервис» не представлено доказательств, что Общество предприняло все зависящие от него действенные и своевременные меры к выполнению принятых на себя обязательств по обеспечению жильцов дома услугами надлежащего качества, либо доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у Общества возможности для соблюдения требований нормативных актов по содержанию жилого дома.
При производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено каких-либо существенных процессуальных нарушений со стороны органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, и мировой суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО УК «Красжилсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.13 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.231 настоящего Кодекса, и каких-либо оснований при признания данного деяния малозначительным не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу ООО УК «Красжилсервис» на постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО УК «Красжилсервис» - оставить без изменения.
Судья: ( Репин Е.Ю. )