Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 22.04.2019 |
Дата решения | 14.05.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Бацунин Е.Г. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 73adac67-aaf7-3eff-9dfd-9553da43b3fc |
Дело № 2а-3147/2019
24RS0046-01-2019-002276-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бацунина Е.Г.,
при секретаре Луновской О.Г.,
с участием представителя представителя административного ответчика Вагаповой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Альтаир» к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействительным предостережения,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Альтаир» (далее – ТСЖ «Альтаир») обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> (далее по тексту – ДМИЗО администрации <адрес>) о признании недействительным предостережения.
Требования мотивированы тем, что в отношении ТСЖ «Альтаир» ДМИЗО администрации <адрес> проведена проверка, по результатам которой выдано предостережение «О недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ, требований, установленных муниципальными правовыми актами» в части использования части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152522 площадью 0,04 кв.м, в целях размещения отдельно стоящих отдельно стоящих металлических столбиков, цепных ограждений на металлических опорах и опоры для удержания стрелы шлагбаума, без предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок. Полагает, что указанное выше предостережение нарушает права и законные интересы ТСЖ «Альтаир», созданного для удовлетворения потребностей собственников помещений многоквартирного дома, в том числе в охране и благоустройстве территории жилого комплекса многоквартирного дома. В связи с чем, просит признать незаконным предостережение ДМИЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ДМИЗО администрации <адрес> расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.
Представитель административного истца ТСЖ «Альтаир» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика ДМИЗО администрации <адрес> ФИО2 (полномочия проверены) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении иска просила отказать. Кроме того, указала, что истцом был пропущен срок для обжалования предостережения административного ответчика.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителя ответчика, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу положений части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В статье 39.33. ЗК РФ указаны случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ депутат законодательного собрания <адрес> обратился в ДМИЗО администрации <адрес> с указанием проведении проверки по уточнению границы муниципальной территории, прилегающей к дому, расположенному по адресу: <адрес>Г, для оценки обстановки и в рамках предоставленных полномочий принять меры по демонтажу ограждения на территории вышеуказанного дома.
Как следует из приказа ДД.ММ.ГГГГ, ДМИЗО администрации <адрес> утверждено плановое (рейдовое) задание по осмотру, обследованию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700250:52, адрес почтового ориентира: <адрес>А, в целях пресечения и предотвращения нарушений требований земельного законодательства.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный выше земельный участок используется собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ТСЖ «Альтаир». На земельном участке расположен многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, объекты благоустройства территории. Существующая территория частично ограждена, проезд на земельный участок осуществляется через шлагбаум, механизм которого расположен в границах земельного участка. Северные ограждения земельного участка расположены на территории смежного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152522. Ограждения выполнены в виде отдельно стоящих металлических столбиков, цепных ограждений на металлических опорах, а также опоры для удерживания стрелы указанного выше шлагбаума. Площадь земельного участка, занимаемого ограждениями, составляет 0,04 кв.м. По данным ДМИЗО администрации <адрес> земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152522 не предоставлялся органами администрации <адрес> для размещения выявленных объектов, разрешение на размещение объектов ДМИЗО администрации <адрес> не выдавалось.
Указанные выше обстоятельства также подтверждены схематическим чертежом и фотоматериалами.
ДД.ММ.ГГГГ ДМИЗО администрации <адрес> вынесено предостережение №и о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в котором ТСЖ «Альтаир» предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства, а именно: освободить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152522 путем демонтажа расположенных на нем отдельно стоящих металлических столбиков, цепных ограждений на металлических опорах и опоры для удерживания стрелы шлагбаума. Также указано, что ТСЖ «Альтаир» необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить уведомление об исполнении настоящего предостережения в ДМИЗО администрации <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152522, местоположение: <адрес>, местный проезд <адрес> – <адрес> – <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, ТСЖ «Альтаир» не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности предостережения №и от ДД.ММ.ГГГГ ДМИЗО администрации <адрес>, а также о том, что оспариваемым предостережением нарушены права и свободы жителей многоквартирного дома, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.
Так, случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, установлены ст. 39.6 ЗК РФ, а порядок предоставления земельных участков предусмотрен ст. ст. 39.11 - 39.14 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в данный перечень включены элементы благоустройства территории, в том числе, малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Порядок размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Положением о порядке размещения временных сооружений на территории <адрес>, утвержденном постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Положению о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденного распоряжением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-р, ДМИЗО администрации <адрес> является органом администрации <адрес>, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории <адрес>.
Вместе с тем, в силу пункта 57 Положения ДМИЗО администрации <адрес> осуществляет муниципальный земельный и лесной контроль.
Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес> (далее - Регламент) утвержден распоряжением администрации <адрес> от 30.12,2016 № –р.
Согласно Регламенту предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, требований федеральных законов, законов <адрес> по вопросам использования земель.
По результатам осуществления муниципального контроля, предусмотренного настоящим Регламентом, составляется акт проверки, обследования. После чего, при наличии нарушений норм законодательства в адрес виновного лица направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Судом установлено, что ДМИЗО администрации <адрес> выявлены признаки нарушения ТСЖ «Альтаир» земельного законодательства РФ, выразившееся в использовании частей земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152522 общей площадью 0,04 кв.м, в целях размещения отдельно стоящих металлических столбиков, цепных ограждений на металлических опорах и опоры для удержания стрелы шлагбаума, без предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок.
Доказательств обратного, вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, ТСЖ «Альтаир» суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предостережение вынесено уполномоченным на то органом на законных основаниях и направлено на обеспечение соблюдения требований в области земельного законодательства <адрес>.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в порядке, установленном ЗК РФ, ТСЖ «Альтаир» не обращалось в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка и, соответственно, не получало отказ в предоставлении земельного участка.
Довод истца о том, что законность установления спорных ограждений и металлических опор была предметом рассмотрения другого гражданского дела, по данному делу в удовлетворении исковых требований отказано, суд отклоняет по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО3 к ТСЖ «Альтаир» о признании действий по установке шлагбаума, возложении обязанности произвести демонтаж шлагбаума отказано.
Из указанного выше решения следует, что истец ФИО3 обратился в суд с иском к ТСЖ «Альтаир» с требованиями о признании действий ответчика по установке шлагбаума с ограждением на въезде к жилому дому по адресу: <адрес>Г, расположенному на земельном участке 24:50:0000006152522, являющемуся муниципальной собственностью и обязать ТСЖ «Альтаир» произвести демонтаж указанного шлагбаума с ограждением за свой счет.
Судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № арх. Департамент недвижимости администрации <адрес> и ООО «Монолитстрой» заключили договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли поселений, с кадастровым номером 24:50:07 00 250:0052 в оценочной зоне 12, находящийся по адресу: <адрес>А в <адрес> для использования в целях строительства девятиэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 7858,80 кв.м. Согласно п. 2.1 срок аренды Участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По информации, предоставленной Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> земельный участок кадастровым номером 24:50:07 00 250:0052, расположенный по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не числится.
Указанное выше решение основано на том, что шлагбаум расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700250:52, однако в настоящем споре металлические столбики, цепные ограждения на металлических опорах и опоры для удерживания стрелы шлагбаума расположены на земельном участке 24:50:0000000:152522.
Таким образом, решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку в указанном решении рассматривался вопрос относительно законности установки шлагбаума, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700250:52.
Кроме того, суд находит состоятельным довод ответчика, о пропуске ТСЖ «Альтаир» срока обращения с административным исковым заявлением для обжалования предостережения №и от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
в соответствии с ч. 1 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока.
Истцом при обращении в суд заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, в связи с обращением с иском в Арбитражный суд <адрес>, Центральный районный суд <адрес>.
Как следует из материалов дела, обжалуемое предостережение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> принято к производству исковое заявление ТСЖ «Альтаир» к Службе строительного надзора и жилищного контроля <адрес> об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений №-ж от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что в Арбитражный суд <адрес> истец обращался для обжалования предписания №-ж от ДД.ММ.ГГГГ, а не предостережение №и от ДД.ММ.ГГГГ, то следовательно данное обращение в Арбитражный суд <адрес> не может свидетельствовать об уважительности пропуска срока и являться основанием для восстановления пропущенного срока.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Альтаир» возвращено исковое заявление к ДМИЗО администрации <адрес> об оспаривании предостережения № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неподсудностью спора данному суду.
В Свердловский районный суд <адрес> для обжалования указанного выше предостережения ТСЖ «Альтаир» обратилось лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
Обращение ТСЖ «Альтаир» в Центральный районный суд <адрес> с аналогичным заявлением и неверное определение подведомственности рассматриваемого заявления не может расцениваться судом как уважительная причина пропуска срока для обращения в Свердловский районный суд <адрес>, поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, самостоятельно распоряжающейся принадлежащими ей процессуальными правами, и поэтому самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных не совершением действий, в том числе по своевременному обращению в суд за защитой своих прав.
Иные причины пропуска срока для обжалования предостережения №и от ДД.ММ.ГГГГ, которые суд мог бы расценить в качестве уважительных причин, административным истцом не указаны и доказательства наличия таких причин суду не представлены.
Таким образом, доводы истца о наличии у него препятствий для подачи иска, в связи с обращением в Арбитражный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в Центральный районный суд <адрес> суд находит не состоятельными, уважительных причин, которые объективного препятствовали ТСЖ «Альтаир» своевременно обратиться в суд, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления ТСЖ «Альтаир» к ДМИЗО администрации <адрес> о признании недействительным предостережения отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья «Альтаир» к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействительным предостережения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Бацунин
Мотивированное решение суда изготовлено 17 мая 2019 года.