Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.01.2018 |
Дата решения | 22.02.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Грудина Ю.Ю. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f1a577b4-d0c2-3c07-90c9-299e055d5d1d |
подленник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Грудиной Ю.Ю.,
при секретаре – Восипенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] Натальи Сергеевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярск в суд с административным иском, в котором просит признать бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска незаконным; возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обеспечить исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что она является собственником гаража и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> Право собственности на земельный участок, разрешенное использование: под ранее выстроенный гараж, площадь 20 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <адрес> <адрес> кадастровый № зарегистрированного на основании Постановления администрации Свердловского района г. Красноярск от 11.12.1992 № 553 и Распоряжения администрации Свердловского района города Красноярска от 02.09.2003 № 869 без определения границ земельного участка. При уточнении границ земельного участка по адресу: <адрес> выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:194934 занимает полностью местоположение земельного участка с кадастровым номером № при этом истцу дан ответ 25.08.2017 года, из содержания которого следует, что исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером № в настоящее время не представляется возможным. Полагает, что при этом нарушены ее права как собственника земельного участка. Не согласившись с данным ответом, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Административный истец [СКРЫТО] Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Заявлений и ходатайств не поступало.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Часть 1 статьи 261 ГК РФ устанавливает, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Частью 9 ст. 38 Закона о кадастре предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр.
В соответствии со ст. 22 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение границ участка отражается в графической части межевого плана, а в текстовой приводятся сведения о согласовании местоположения границ участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 40 Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, категория земель: категория земель не установлена, разрешенное использование: под ранее выстроенный гараж, площадь 20 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, <адрес> <адрес> чем в ЕГРПН 22.01.2016 года сделана запись регистрации № и собственником помещения с кадастровым номером №, назначение: нежилое помещение, площадью 21,3 кв.м., этаж №, адрес (местонахождение) объекта: Россия, <адрес>
На основании постановления администрации Свердловского района г. Красноярска от 11.12.1992 года № 553 был закреплен земельный участок, расположенный во 2-ом микрорайоне, площадью 20,2 кв. м, бокс 47 с выстроенным в 1965 году капитальным гаражом за ФИО1, проживающим по адресу: <адрес>. Гараж выстроен на основании согласования с архитектором от 30.07.1965 года. Распоряжением администрации Свердловского района г. Красноярска от 02.09.2003 года № 869 внесены изменения в постановление администрации Свердловского района от 11.12.1992 года № 553, а именно: «Внести изменения в постановление администрации Свердловского района от 11.12.1992 года № 553 «О закреплении земельного участка под ранее выстроенный гараж за ФИО1» и читать: «Закрепить земельный участок, расположенный <адрес>
На основании договора купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником помещения с кадастровым номером 24:50:0700192:2420, назначение: нежилое помещение, площадью 21,3 кв.м., этаж №, адрес (местонахождение) объекта: Россия, <адрес> «А», строение 1, бокс 97.
При уточнении [СКРЫТО] Н.С. границ земельного участка по адресу: <адрес>, стр. 1, бокс 97, выяснилось пересечение границ: земельный участок с кадастровым номером № занимает фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700192:2660, что препятствует уточнению границ в соответствии с требованиями земельного законодательства. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 20 кв.м., расхождение с фактической площадью земельного участка по результатам горизонтальной геодезической съемки, равной 20 кв.м., составляет 0 кв.м. При этом по сведениям Единого государственного реестра недвижимости граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы данного земельного участка существуют на местности более 15 лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ данного земельного участка. Сведения и граница земельных участков смежных правообладателей содержится в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. В результате проведения кадастровых работ границы смежных правообладателей не нарушены. Данные сведения следуют из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ составленного на основании заключения кадастрового инженера.
26.07.2017 года [СКРЫТО] Н.С. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, с заявлением об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:194934, принадлежащего муниципальному образованию г. Красноярск, в части данных смежных границ с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700192:2660, находящимся в собственности [СКРЫТО] Н.С.
25.08.2017 года [СКРЫТО] Н.С. ДМИЗО администрации г. Красноярска отказано в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Н.С., по следующим мотивам: исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером №, в настоящее время не представляется возможным. Согласно данным Департамента, земельный участок с кадастровым номером № сформирован для реконструкции автодороги по <адрес> от <адрес> до границы <адрес> (с транспортной развязкой <адрес> – <адрес> – <адрес>).
Из заключения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.12.2015 года № К-22805 установлено, что настоящим заключением подтвержден факт расположения гаража № общей площадью 21,3 кв.м., в составе гаражного комплекса, находящегося по адресу: <адрес> в пределах границ земельного участка, ориентировочной площадью 20,0 кв.м., по адресу: <адрес> <адрес> № (адрес ранее: <адрес> №) предоставленного постановлением администрации Свердловского района города Красноярска от 11.12.1992 года № 553. Категория земель: земли населенных пунктов.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера 01.04.2016 года, адрес (местоположение) <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: место размещения объекта №Реконструкция автодороги по <адрес> от <адрес> до границы <адрес> (с транспортной развязкой <адрес> – <адрес>), участок 1. Правообладателем является муниципальное образование <адрес>, собственность зарегистрирована №
Право собственности [СКРЫТО] Н.С. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 22.01.2016 года и гаражный бокс зарегистрировано в установленном законом порядке 18.11.2015 года.
То обстоятельство, что административный истец добросовестно владеет на праве собственности земельным участком и гаражом, ответчиком не опровергнуто.
При проведении межевания административным истцом земельного участка нарушены права административного истца как смежного землепользователя, с которым границы участков не согласовывались, что явилось нарушением Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Методических рекомендаций по межеванию объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, а именно пунктов 11, 12, 14.1, обязывающих извещать смежных землепользователей о дате проведения межевания земельных участков.
В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая решение административный ответчик, как орган местного самоуправления сослался на то обстоятельство, что с 2016 года выполнение геодезических и картографических работ в отношении земельных участков, в том числе и на основании обращений структурных подразделений администрации города, осуществляется по контрактной системе в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Перечень земельных участков, в отношении которых департаментом выполняются кадастровые работы в 2017 году утвержден в полном объеме. В этой связи обеспечить исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:194934 части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером № не представляется возможным. Согласно данным департамента, земельный участок с кадастровым номером № сформирован для реконструкции автодороги по <адрес> от <адрес> до границы <адрес> (с транспортной развязкой ул. свердловская – <адрес> – <адрес>).
При этом само по себе формирование земельного участка с кадастровым номером № для реконструкции автодороги по <адрес> от <адрес> до границы <адрес> (с транспортной развязкой <адрес> – <адрес> – <адрес>) основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги служить не может.
В рассматриваемом случае право собственности административного истца на земельный участок и гараж было зарегистрировано в 2015 году, а право собственности административного ответчика на земельный участок зарегистрировано в 2017 году. Земельному участку, принадлежащему административному ответчику присвоен кадастровый № – ДД.ММ.ГГГГ.
На момент постановки земельного участка на кадастровый учет административным ответчиком должны были быть учтены интересы собственника земельного участка с кадастровым номером №.
Следовательно, обстоятельства, изложенные в письме Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации городе Красноярска от 25.08.2017 года не могут служить основанием для отказа [СКРЫТО] Н.С. в проведении кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, учитывая, что суду представлены сведения, подтверждающие законные требования административного истца в силу действующего закона, суд находит необходимым удовлетворить требования [СКРЫТО] Н.С. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска муниципального имущества и земельных отношений администрации городе Красноярска о признании бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части отказа обеспечить исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером № незаконным.
При этом суд считает необходимым возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> обеспечить исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером №
На основании изложенного, руководствуясьст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Натальи Сергеевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части отказа обеспечить исполнение кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером № незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов [СКРЫТО] Натальи Сергеевны принять решение по обеспечению исполнения кадастровых работ по исключению из границ земельного участка с кадастровым номером № части, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером 24:50:0700192:2660.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 7 марта 2018 года.
Председательствующий Ю.Ю.Грудина