Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.04.2018 |
Дата решения | 17.10.2018 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка |
Судья | Куликова А.С. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | fd457d02-6c1a-35fa-8a11-93c9942691e5 |
Подлинник Дело №2-2882/2018
УИД 24RS0046-01-2018-001962-34
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
17 октября 2018 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Куликовой А.С.
при секретаре Манукян М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.ва И. И.ича к ДМИЗО администрации г.Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности
руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.ва И. И.ича к ДМИЗО администрации г.Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить истцу И.ву И. И.ичу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок общей площадью 31 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка по ценам, действующим на момент первоначального обращения указанного лица (на 20.12.2017 года), в течении до 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, либо вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.С. Куликова
УСТАНОВИЛ:
И.в И.И. обратился в суд с иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. В письме ответчика от 18.01.2018 года в предоставлении указанного земельного участка отказано. С учетом уточнения исковых требований просит признать акт об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.
Истец И.в И.И. в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, о чем предоставил соответствующее заявление.
Представитель ответчика - Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым в удовлетворении требований просил отказать.
Третьи лица - ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю, Администрация г. Красноярска, ПГСК «Сварщик», в судебное заседание не явились о дате месте и времени рассмотрении дела были извещены своевременно и надлежащим образом, предоставили пояснения, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.
Исследовав и оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения. Границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 01.09.2014 года за истцом было признано право собственности в порядке наследования на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, №/а, бокс №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Право собственности зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.01.2015 года.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 16.02.2017 года исковые требования И.ва И.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, возложении на ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность истца удовлетворены. Признан не соответствующим закону отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 21 июля 2016 года №И 10573в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Суд обязал Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И.ва И.И., принять решение о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность И.ва И.И.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, №/а, бокс №, поставлен на кадастровый учет 18.07.2017 года, ему присвоен кадастровый номер №, участок имеет общую площадь <данные изъяты>+/- кв.м., с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения.
Имея намерение оформить право собственности на расположенный под гаражным боксом земельный участок, истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения (помещения в них), без проведения торгов.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №№ от 18.01.2018 года истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий, и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением №278 от 28.04.2017 года. Также испрашиваемый земельный участок расположен в 2-х территориальных зонах: в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), в коммунально-складской зоне (П-3), установленных правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года №В-122.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года № В-122, приняты и вступили в силу после создания гаражного бокса, суд приходит к выводу о том, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, в которых расположен гаражный бокс, при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанных зонах объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован в установленном законном порядке, земельный участок под строительство гаражного бокса был выделен до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети территории общественного пользования городского округа город Красноярск.
В качестве подтверждения факта нахождения участка за границами красных линий в дело представлен план границ земельного участка. При этом каких-либо доказательств о том, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только гаражный бокс. Площадь и границы требуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем гаражного бокса, право собственности на гаражный бокс у истца возникло до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
Таким образом, основания для отказа в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка отсутствовали.
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, признании незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, выраженный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №И-22330 от 18.01.2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.ва И. И.ича к ДМИЗО администрации г.Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №№ от 18.01.2018 года.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить истцу И.ву И. И.ичу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок общей площадью 31 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> путем заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка по ценам, действующим на момент первоначального обращения указанного лица (на 20.12.2017 года), в течении до 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, либо вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме заочное решение суда изготовлено 26.10.2018г.
Председательствующий А.С. Куликова