Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 27.03.2013 |
Дата решения | 19.06.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d26ee509-0768-3cbb-a535-3ca6730df542 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2013 года г. Красноярск
Свердловский [СКРЫТО] суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Князевой О.В.
с участием представителя истца – помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска – Таракановой Т.С.
при секретаре – Гуменюк Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска к ИП ФИО1 об обязании составить и утвердить паспорта на опасные отходы
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска обратился с иском к ИП ФИО1 об обязании составить и утвердить паспорта на опасные отходы. Требования мотивированны тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ИП ФИО1 установлено, что ответчик по адресу: <адрес> осуществляет предпринимательскую деятельность, организовав автосервис <данные изъяты> Согласно акту проверки, в результате деятельности индивидуального предпринимателя образуются следующие виды отходов: отходы коммунально-бытовые 3, 4, 5 класса опасности – мусор от бытовых помещений несортированный, канцелярской деятельности и т.д., однако при этом на указанные виды отходов у ответчика паспорта не разработаны, не проведена деятельность по паспортизации, отсутствуют материалы подтверждения компонентного состава отходов. Поскольку не определен класс опасности отходов предприятия, деятельность ответчика по размещению и передаче опасных отходов соответствующей организации (имеющей лицензию на утилизацию таких отходов) без паспортов на опасные отходы создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенному кругу лиц), в связи с чем, просят обязать ИП ФИО1 составить и утвердить паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца помощник прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска – Тараканова Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела был извещен лично, что подтверждается распиской в получении повестки, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с заявленными исковыми требованиями согласны.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд, с учетом мнения представителя истца, и положений главы 22 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, указанные отходы относятся к 1-5 классу опасности отходов.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высоко опасные отходы;
класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
класс - практически неопасные отходы.
На основании п.3 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I -IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, в том числе проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды. Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен).
При проведении проверки природоохранного законодательства, установлено, что у ИП ФИО1 отсутствуют паспорта на опасные отходы.
Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» установлены требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Заполнение форм учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п.п. 4, 5 Порядка отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, отчетный период составляет один календарный год.
В силу статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В силу Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 6-8), что также подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 9-11).
ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность, организовав автосервис <данные изъяты> по адресу: <адрес> «Г», гаражный бокс №, согласно представленному договору аренды гаражного бокса (л.д. 12-14).
При осуществлении деятельности ИП ФИО1 образуются следующие виды отходов: отходы коммунально-бытовые 3, 4, 5 класса опасности – мусор от бытовых помещений несортированный, канцелярской деятельности и т.д., что также подтверждается договором на оказание услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16), договором № от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз ртутьсодержащих отходов (л.д.17-19).
Однако на указанные виды отходов, у ответчика паспорта не разработаны, не проведена деятельность по паспортизации, отсутствуют материалы подтверждения компонентного состава отходов.
Таким образом, судом установлено, что ИП ФИО1 не составлены и не утверждены паспорта на опасные отходы, которые производятся им в результате деятельности, в связи с чем, прокурором [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска требования заявлены обоснованно.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в подтверждение исполнения требований законодательства «Об охране окружающей среды».
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска подлежат удовлетворению, ИП ФИО1 следует обязать в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда разработать и согласовать в установленном порядке паспорта на опасные отходы.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ИП ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] г. Красноярска к ИП ФИО1 об обязании составить и утвердить паспорта на опасные отходы - удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда разработать и согласовать в установленном порядке паспорта на опасные отходы.
Взыскать с ИП ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке вКрасноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме принято 26.06.2013 года.
Председательствующий: О.В. Князева