Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 12.04.2012 |
Дата решения | 15.08.2012 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ed132d1-2542-3745-969f-7fdc2a45721f |
<данные изъяты> Дело № 2-1803/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 15 августа 2012 года
Свердловский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сенченко А.С.,
при секретаре Лазаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9, в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ИП ФИО1 о признании бездействий незаконными, понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что в августе 2011 года специалистами ФИО9 проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в цехе по производству мясных полуфабрикатов, находящемся по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки был установлен факт нарушения ответчиком санитарного законодательства: п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, СП №3238-85 «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности» от 27.03.1985 г., а именно:
п. 5.2. – не обеспечено оснащение люминесцентных ламп в производственных помещениях защитной решеткой (сеткой);
п. 7.7. – на предприятии не проводится контроль эффективности санитарной обработки 1 раз в 15 дней путем бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих, протоколы бактериологического исследования смывов не представлены, отсутствуют;
п. 9.11. – не представлена личная медицинская книжка лица, участвующего в перевозе мясных продуктов, отсутствует;
п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - не обеспечено осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной в 2006 году программой производственного контроля, не обеспечено осуществление производственного контроля за качеством сырья (1 раз в год по санитарно-химическим и микробиологическим показателям) и готовой продукции (мясных полуфабрикатов – 1 раз в год по санитарно-химическим; фарша, полуфабрикатов формовых – ежеквартально по микробиологическим показателям), не представлены, отсутствуют.
За совершение указанных нарушений индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ). Для устранения выявленных нарушений должностным лицом ФИО9 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №/с сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
При проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения не устранены, требование о его устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, возбуждено дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями санитарных правил, оказывая отрицательное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Осуществление ответчиком деятельности по производству мясных полуфабрикатов с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц.
В связи с указанными обстоятельствами ФИО9 заявлены требования о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1 по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, об обязании ответчика в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил в цехе по производству мясных полуфабрикатов ИП ФИО1, находящемся по адресу: <адрес> следующим образом:
оснастить люминесцентные лампы в производственных помещениях защитной решеткой (сеткой);
обеспечить на предприятии проведение контроля эффективности санитарной обработки 1 раз в 15 дней путем бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих, представить в ФИО9 протоколы бактериологического исследования смывов, проведенных аккредитованным испытательным центром;
организовать проведение медицинского осмотра, гигиенической подготовки и аттестации лица, участвующего в перевозе мясных продуктов, представить личную медицинскую книжку с отметками о прохождении медицинского осмотра, гигиенической подготовки и аттестации;
организовать осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной в 2006 году программой производственного контроля, обеспечить проведение производственного контроля за качеством сырья (1 раз в год по санитарно-химическим и микробиологическим показателям) и готовой продукции (мясных полуфабрикатов – 1 раз в год по санитарно-химическим; фарша, полуфабрикатов формовых – ежеквартально по микробиологическим показателям), представить в ФИО9 протоколы лабораторных испытаний фарша, полуфабрикатов формовых по микробиологическим показателям, проведенных аккредитованным испытательным центром.
В судебном заседании представитель ФИО9 – Остапов А.О., действующий на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ уточнил исковые требования, в связи с тем, что ответчиком в настоящее время все нарушения устранены, истец просит признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по устранению нарушений требований санитарного законодательства, в соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с от ДД.ММ.ГГГГ, противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
В судебное заседание ответчик ИП ФИО1 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил. В предыдущем судебном заседании пояснял, что исковые требования не признает в полном объеме, т.к. в настоящее время все нарушения устранены, он прекратил свою деятельность.
Представитель третьего лица ФИО16 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд находит, что исковые требования ФИО9 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции РФ, развиваются в ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «средой обитания» следует понимать совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В силу ст.ст. 11,15 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ», в целях реализации ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации - государственный санитарно - эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно - эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам:
пищевой ценности пищевых продуктов;безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, а также табачных изделий (далее именуются - продукция);
безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования) и т.д.
В соответствии с п.1 Положения о ФИО18, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п.1 Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154(ред. от 19.06.2012) ФИО18 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В соответствии с Положением об ФИО9, утвержденным Приказом ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № в полномочия Управления входит, в том числе деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применять меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах компетенции в соответствии с законодательством РФ; выдавать в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписания изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Согласно п. 5.2 "Санитарные правила для предприятий мясной промышленности", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 N 3238-85, Минмясомолпромом СССР 05.08.1985 светильники с люминесцентными лампами должны иметь защитную решетку (сетку), рассеиватель или специальные ламповые патроны, исключающие возможность выпадания ламп из светильников; светильники с лампами накаливания - сплошное защитное стекло.
В соответствии с п.7.7. "Санитарные правила для предприятий мясной промышленности", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 N 3238-85, Минмясомолпромом СССР 05.08.1985 предприятие обязано периодически, но не реже одного раза в 15 дней во всех пищевых цехах осуществлять, согласно графику, контроль эффективности санитарной обработки путем бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих.
В силу п. 9.11. "Санитарные правила для предприятий мясной промышленности" лица, участвующие в перевозках мясных продуктов (грузчики, экспедиторы), должны иметь личные медицинские книжки с отметкой в них о сдаче санитарного минимума и прохождении в установленный срок медицинского осмотра. Этих работников предприятие обеспечивает санитарной и специальной одеждой, рукавицами, а для погрузки мяса - брезентовыми защитными чулками, надеваемыми при погрузке продуктов поверх обуви.
Согласно п. 1.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является действующим предпринимателем, осуществляющим деятельность в том числе по производству готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных, что подтверждается Выпиской из ЕГР ИП (л.д.40-41).
В результате проведенной выездной проверки в августе 2011 года, марте 2013 года специалистами ФИО9 в организации ответчика – цехе по производству мясных полуфабрикатов, расположенном по адресу: <адрес>, установлены факты нарушения ИП ФИО1 законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно п.п. 5.2., 7.7., 9.11. "Санитарные правила для предприятий мясной промышленности" №3238-85, и п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». За совершение указанных нарушений индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ (постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем, судом достоверно установлено, что в ходе рассмотрения дела ответчик в добровольном порядке устранил допущенные нарушения санитарных правил в цехе по производству мясных полуфабрикатов. Однако, данное устранение нарушений санитарного законодательства было произведено ответчиком несвоевременно. На основании предписания ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок для его выполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13), вместе с тем при проведении внеплановой выездной проверки в марте 2012 года установлены факты невыполнения ответчиком в установленный срок законных Предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данные факты подтверждаются актом проверки органа государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15, 16-17).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности по производству мясных полуфабрикатов были допущены нарушения санитарного законодательства, что создало угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, пищевых отравлений и не обеспечивало благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, бездействие ответчика ФИО1 по устранению нарушений санитарного законодательства противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, является противоправным, поскольку существенно нарушает право неопределенного круга граждан на благоприятную среду обитания. Ответчик обязан был в разумный срок устранить нарушения санитарных правил, допущенных им при осуществлении предпринимательской деятельности. Следовательно, исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика по устранению нарушений требований санитарного законодательства, в соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с от ДД.ММ.ГГГГ, противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд не принимает доводы стороны ответчика о том, что он не признает исковые требования в связи с устранением всех нарушений и прекращением деятельности, поскольку как следует из материалов дела, ответчиком данные нарушения не были устранены в срок, установленный в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ответчиком не предпринималось действий по их устранению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО9 в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1 по устранению нарушений требований санитарного законодательства, в соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с от ДД.ММ.ГГГГ, противоправными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через федеральный суд Свердловского района г.Красноярска.
Судья А.С. Сенченко