Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 10.07.2018 |
Дата решения | 25.02.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Кравченко О.Е. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 57957fa3-1ef0-3b97-8ee2-5de579ac36e3 |
Дело №2а- 770/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 25 февраля 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Бухаровой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Марины Сергеевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным и возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] М.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что она являются собственником жилого Х кадастровым номером У общей площадью 35,7 кв.м. расположенного по адресу: Х, с целью оформления прав на земельный участок, занимаемый жилым домом, она обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка в собственность для размещения жилого дома расположенного по адресу: Х в котором было отказано мотивируя тем, что по результатам визуального обследования земельного участка установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено два жилых дома, при этом правоустанавливающие документы на второй дом не представлены. В связи с чем, просит признать отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 05 июля 2018 года № К 8286 незаконным и возложить на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях размещения многоквартирного дома расположенного по адресу: Х, ул. Хю 519 кв.м..
В судебное заседание административный истец не явилась, была уведомлена о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебного извещения по почте в ее адрес, и адрес ее представителя Худякова А.Н. (по доверенности), соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ, что подтверждается возвратами судебных извещений, не востребованных получателем. Дополнительных доказательств, пояснений в суд административным истцом и его представителем не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства и уважительности причин не явки не представлено в суд на момент рассмотрения дела по существу.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментов Д.М. (по доверенности), будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не предоставил, ранее представил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения требований возражал, указывая, что учитывая положения п.п.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка без проведения торгов не представляется возможным в случае наличии на спрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства не принадлежащих заявителю, по результатам визуального обследования земельного участка специалистами департамента установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено два жилых дома, при этом правоустанавливающие документы на второй дом не представлены.
Заинтересованные лица – представители администрации г. Красноярска, Управления росреестра по Красноярскому краю, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Управления архитектуры администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 96,97 КАС РФ, что следует из уведомлений о вручении почтового извещения, ходатайств по делу не представили. Представитель Управления Росреестра представил письменные пояснения, в которых ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле о дне, времени и месте его рассмотрения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, ответчика и заинтересованных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п.п.4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ( действовавшей на момент подачи заявления), уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
Судом установлено, истец [СКРЫТО] М.С. является собственником объекта недвижимости - жилого дома площадью 35,7 кв.м., 1 этаж по адресу: Х на основании договора дарения от 22.07.2015г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 27.07.2015г. (л.д.36), выпиской из ЕГРН (л.д.41) и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
06 июня 2018 года [СКРЫТО] М.С. обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на праве собственности в целях размещения жилого дома по Х (л.д.32-34), по итогам рассмотрения которого 05 июля 2018г. административным ответчиком принято решение об отказе (л. д.31) который мотивирован тем, что мотивирован тем, что по результатам визуального обследования земельного участка установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено два жилых дома, при этом правоустанавливающие документы на второй дом не представлены, что является основанием для отказа предусмотренным п.п.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
Рассматривая заявленные исковые требования Крацовой М.С. о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, суд считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Оценивая оспариваемое истцом решение об отказе, суд находит отказ законным и обоснованным, поскольку согласно заключению по состоянию испрашиваемого земельного участка, проведенного 28 июня 2018 года (л.д.42) существующая территория ограждена, подъезд автономный, на участке существуют два одноэтажных жилых дома, фотография прилагается (л.д. 43). При этом ни в ходе обращения в Департамент муниципального имущества, ни в ходе рассмотрения настоящего административного иска со стороны [СКРЫТО] М.С. доказательств принадлежности ей на праве собственности обоих расположенных на испрашиваемом земельном участке строений, зарегистрированных в установленном законом порядке, не представлено. Заключение кадастрового инженера в подтверждение отсутствия не зарегистрированных на имя истицы строений (сооружений) на испрашиваемом в собственность земельном участке, не было представлено. Доводы изложенные административным ответчиком в заключении и фотографии объективными и достоверными доказательствами не опровергнуты административным истцом, несмотря на неоднократное отложение судебного заседания в целях представления доказательств по ходатайству представителя истца (л.д.72) и предоставленную судом процессуальную возможность для этого.
Поскольку со стороны административного истца объективных и достоверных доказательств свидетельствующих о несоответствии отказа 05.07.2018г. № К 8286 требованиям земельного законодательства не представлено, наличие двух жилых домов на территории испрашиваемого участка установлено заключением специалистов Департамента, и истцом должным образом не опровергнуто, что в силу п.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ является основанием для отказа, следовательно, оспариваемый отказ не ущемляет права истца, как собственника жилого дома, поскольку не лишает возможности в случае предоставления надлежащим образом оформленных документов на право собственности на объекты расположенные на испрашиваемом земельном участке, либо в случае предоставления иных доказательств свидетельствующих об отсутствии не зарегистрированных объектов (строений ) на участке, повторно обратиться за его предоставлением в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Марины Сергеевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа № К 8286 от 05.07. 2018г. незаконным и возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко