Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 03.08.2018 |
Дата решения | 30.10.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Федоренко Л.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6dbc4d65-d0b3-3f31-9978-700bab4a9350 |
Дело Уа-7090/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года Октябрьский районный суд Х в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре А3,
с участием представителя административного истца А1 А4,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению А1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
А1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, мотивируя требования тем, что он является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: Х. Земельный участок под указанны многоквартирным жилым домом не сформирован. Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, на котором также располагаются многоквартирные дома по Х и Х «А». Собственники помещений многоквартирного дома по Х в настоящее время права собственности на земельный участок не имеют, так как такое право возникает после формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения его государственного кадастрового учета. Ввиду чего, собственники указанного многоквартирного дома лишены возможности осуществлять благоустройство придомовой территории, решать вопросы содержания зеленых насаждений, установки и ремонта малых архитектурных форм, решать вопросы ограничения пользования земельным участком в интересах собственников жилья и других вопросов по благоустройству придомовой территории. Образование одного земельного участка для нескольких многоквартирных жилых домов не соответствует положениям ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 00.00.0000 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Иное бы означало незаконное возложение на собственников жилья многоквартирного жилого дома по Х, бремя содержания собственности и в отношении других частей земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, на котором также располагаются многоквартирные дома по Х и Х «А». Поскольку формирование земельного участка относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе отказаться от ее выполнения. Считает отказ административного ответчика в формировании земельного участка под МКД по Х, на основании отсутствия проекта межевания земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251 незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя. Поскольку подготовка проекта межевания зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на орган местного самоуправления, заявитель не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа по утверждению проекта межевания. Просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х от 00.00.0000 года № А-9920 об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Х, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х устранить допущенные нарушения прав и законных интересов А1 путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по адресу: Х, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец [СКРЫТО].В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен лично судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил, предоставил право представлять его интересы А4.
Представитель административного истца А4, действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года, заявленные требования поддержала, по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, представили отзыв, согласно которому возражают против удовлетворения заявления. Поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: Х, расположен в границах земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, совместно с жилыми домами по Х и Х «А». По информации, имеющейся в департаменте, на испрашиваемую территорию проект межевания не разрабатывался. В этой связи, проведение работ по образованию земельного участка под каждым из перечисленных многоквартирных домов в отдельности не представляется возможным до утверждения проекта межевания на указанную территорию. Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У-р, обеспечивает управление архитектуры администрации Х. Департамент считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просят в иске отказать.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц ООО УК «ЖСК», Управления архитектуры администрации Х, о дате, времени и месте судебного заседания извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 00.00.0000 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 00.00.0000 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
По смыслу закона, поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, то именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом, с учетом всех этих обстоятельств. Возможность передачи своей обязанности в указанной части на собственников помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от исполнения возложенных на них в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 00.00.0000 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" публично-правовых обязанностей, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Из системного анализа положений пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 00.00.0000 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено, что А1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Х.
А1 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Х.
Согласно ответу департамента муниципального имущества и земельных отношений № А-9920 от 00.00.0000 года, по обращению А1, указано, что многоквартирный жилой дом по адресу: Х, расположен в границах земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, совместно с жилыми домами по Х и Х «А». По информации, имеющейся в департаменте, на испрашиваемую территорию проект межевания не разрабатывался. В этой связи, проведение работ по образованию земельного участка под каждым из перечисленных многоквартирных домов в отдельности не представляется возможным до утверждения проекта межевания на указанную территорию. Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У-р, обеспечивает управление архитектуры администрации Х.
Разрешая требования административного истца, суд полагает, что отказ департамента в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по обращению истца, является незаконным ввиду следующего.
Как следует из п. 51 распоряжения от 00.00.0000 годаг. У-р администрации Х «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации Х», департамент выступает заказчиком при проведении геодезических, картографических, кадастровых работ, а также работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на территории Х в целях государственной регистрации права муниципальной собственности Х, в том числе земельных участков, занятых объектами муниципальной собственности, бесхозяйными объектами недвижимости, объектами недвижимости, принимаемыми в муниципальную собственность в случае невозможности получения землеустроительной документации организаций, передающих указанные объекты; земельных участков общего пользования, расположенных в границах муниципального образования; земельных участков, находящихся в государственной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в отношении которых проведение геодезических, картографических и кадастровых работ необходимо для решения вопросов местного значения.
Согласно ответу МКУ Х «Управление капитального строительства» земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, не подлежит резервированию и изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из сообщения управления архитектуры администрации Х от 00.00.0000 года, в данным момент проект межевания, относительно испрашиваемой территории – земельного участка по Х,с кадастровым номером: 24:50:0100259:1251, не утвержден в порядке, установленном законодательством. Земельный участок по Х, находится в границах разрабатываемого проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части Х и района «Удачный».
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушаются права истца по формированию границ земельного участка под многоквартирным жилым домом и создаются препятствия к осуществлению им своих прав как собственника жилого помещения многоквартирного дома по адресу: Х.
Учитывая, что подготовка проекта межевания территории зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на департамент, истец не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории под многоквартирным жилым домом.
Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Поскольку на департамент муниципального имущества и земельных отношений законодательством возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению собственника помещения дома, департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен жилой дом.
При таких обстоятельствах, исковые требования А1 о признании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом незаконными и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав и законных интересов истца путем осуществления формирования данного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление А1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х о признании решения незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х от 00.00.0000 года № А-9920 об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Х, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х устранить допущенные нарушения прав и законных интересов А1 путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по адресу: Х, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко