Дело № 2а-6554/2017 ~ М-3820/2017, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край)
Дата поступления 01.08.2017
Дата решения 17.10.2017
Категория дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Ерохина А.Л.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID bdc20114-a4b1-3a43-94ef-5f782c535d31
Стороны по делу
Истец
********** *.*.
Ответчик
********** ********** ** ************* ****
************* *. ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело Уа-6554/2017

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 17 октября 2017 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,

при секретаре Краузе А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску [СКРЫТО] Антонины Ивановны к администрации г. Красноярска, Управлению Росреестра по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации г. Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю. Требования мотивирует тем, что [СКРЫТО] А.И. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом, общей площадью 61,7 кв. м., 1935 года постройки, расположенный по адресу: Х, имеющий кадастровый У на основании заочного решения Октябрьского районного суда Х от 30 марта 2015 года. Истец полагает, что принятое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, препятствующими реализации права на приобретение земельного участка в собственность. На основании изложенного истец просит признать действия администрации г. Красноярска об отказе в в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконными, считать утвержденной схему расположения земельного участка площадью 404 кв.м., расположенного по адресу: Х, в кадастровом квартале У в территориальной зоне Ж-4 с координатами: н1 Х 630277, Y 94598; н2 Х 630279, Y 94584; н3 Х 630280, Y 94580; н4 Х 630298, Y 94574; н5 Х 630300, Y 94592; н6 Х 630290, Y 94595; н7 Х 630289, Y 94600; н1 Х 630277, Y 94598; возложить на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанность осуществить кадастровый учет указанного выше земельного участка; возложить на администрацию г. Красноярска обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, в котором предусмотреть плату за передачу земельного участка площадью 404 кв.м. в собственность [СКРЫТО] А.И., обеспечить его подписание и направление истцу.

Административный истец [СКРЫТО] А.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представителя не направила.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Чернова А.Г., действующая на основании доверенности от 16 декабря 2016 года, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в ходе рассмотрения представленных административным истцом документов установлено, что при нанесении границ образуемого земельного участка на кадастровую карту происходит пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером У, сведения о котором содержаться в государственном кадастре недвижимости. В ходе проверки обстоятельств, препятствующих учету, не выявлено причин, связанных с наличием технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета с кадастровым номером У. Причиной возникновения пересечения границ может являться ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении образуемого земельного участка либо граница земельного участка с кадастровым номером У установлена неверно при проведении кадастровых работ.

Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска, представители соответчиков Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно п. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Судом установлено, что [СКРЫТО] А.И. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом, общей площадью 61,7 кв. м., 1935 года постройки, расположенный по адресу: Х, имеющий кадастровый У (л.д. 10).

Абзацем 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривалось, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её про ведения.

Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.И. обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: Х. В соответствии с п. 2,5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221-ФЗ в случае если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственное кадастре недвижимости (за исключением случаев, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Во исполнение Федерального закона № 122-ФЗ 13 июля 2016 года принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Поскольку срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета истек, а обстоятельства послужившие основанием для принятия решения о приостановлении не устранены, 14 октября 2016 года Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусматривалось, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Указанные документы должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

В силу ч. 1 ст. 13 государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

По указанным основаниям в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена по решению государственного регистратора с предложением представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В установленный государственным регистратором срок причины, препятствующие государственной регистрации права, устранены [СКРЫТО] А.И. не были, последней на основании абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона о регистрации было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности отказа [СКРЫТО] А.И. в государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок.

При указанных обстоятельствах, требования [СКРЫТО] А.И. к Управления Росреестра по Красноярскому краю о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования о признании незаконным отказа администрации г. Красноярска в утверждении схемы расположения земельного участка, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.И. обратилась в администрацию г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка и утверждении схемы земельного участка. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним управления Росреестра по Красноярскому краю от 19 августа 2016 года, земельный участок с кадастровым номером У в отношении которого проводятся кадастровые работы, зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу части 3 указанной нормы исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В силу положений статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка по общему правилу обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, однако в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок, который просит образовать административный истец, подлежит образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100411:41 без сохранения исходного, что явилось основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительное правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Суд находит, что у Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка [СКРЫТО] А.И., поскольку такой отказ препятствует реализации предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приватизацию спорного земельного участка.

Вместе с тем, [СКРЫТО] А.И. пропустила установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Так, административный истец [СКРЫТО] А.И. оспаривает отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженный в письме № П-12506 от 31 августа 2016 года. С административным исковым заявлением [СКРЫТО] А.И. обратилась в суд 01 августа 2017 года, то есть спустя одиннадцать месяцев, о причинах пропуска срока на обращение в суд не пояснила, о восстановлении пропущенного срока в порядке части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не просила.

На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая непредоставление административным истцом сведений об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, отсутствии заявления о восстановлении пропущенного трехмесячного срока, суд находит административное исковое заявление о признании незаконным отказа в утверждении схемы, возложении обязанности утвердить схему не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления А1 к администрации г. Красноярска, Управлению Росреестра по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Подписано председательствующим

Копия верна

Судья Ерохина А.Л.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) на 01.08.2017:
Дело № 9-336/2017 ~ М-4504/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 04.08.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харитонов А.С.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6382/2017 ~ М-3641/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 16.11.2017
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоренко Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-855/2018 (2-6567/2017;) ~ М-3833/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 19.03.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Киселева Е.Ю.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-839/2018 (2-6528/2017;) ~ М-3794/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 19.06.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соловьев Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6594/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 09.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоренко Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-632/2018 (2-6101/2017;) ~ М-3377/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 16.01.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соловьев Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6081/2017 ~ М-3356/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 25.09.2017
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харитонов А.С.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-697/2018 (2-6271/2017;) ~ М-3536/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 27.02.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Киселева Е.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-742/2018 (2-6363/2017;) ~ М-3622/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 26.03.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоренко Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-624/2018 (2-6084/2017;) ~ М-3359/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 26.04.2018
  • Решение: Дело присоединено к другому делу
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Майко П.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ